Понедельник, 29.04.2024, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.

 

Воспитательную технологию можно представить как трёхэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.

На диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно способствуют такому постижению-различению.

На этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий. Организация общения предполагает наличие у учителя стратегического плана по созданию такого ученического сообщества, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками, способствующими как самореализации, так и защищённости ребёнка.

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками. Организацию общения и взаимодействия рассмотрим в контексте методики коллективных творческих дел И.П.Иванова.

1. Организационные творческие дела.

1 .Чередование традиционных поручений по методике И.П.Иванова.

Чередование традиционных поручений (ЧТП) - один из приёмов организации жизни, представляет собой соединение нескольких постоянных дел - трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди каждым первичным коллективом для общего коллектива и для окружающих людей. Классное собрание решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок, когда будет происходить чередование. Примерные дела-поручения: дежурные по классу, санитары, библиотекари, цветоводы, физорги, затейники, артисты, журналисты и т.п.

ЧТП даёт возможность:

  •  строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу о нём и друг о друге во всех мини­группах. Не конкуренция, не соперничество, а взаимная забота, взаимное обогащение;
  •  сплачивать каждую мини-группу в практических делах, в совместном решении жизненно важных задач. Успешное выполнение традиционных дел-поручений невозможно без участия каждого, без взаимной поддержки.
  •  сделать каждого члена класса участником разнообразных творческих дел. Каждое из таких поручений, выполняясь в течение 1-2 недель, обогащает каждого участника определённым практическим, организаторским, нравственным опытом;
  •  научить каждого вникать в опыт других, использовать всё хорошее, новое, лучшее;
  •  сблизить с ребятами старших - учителей, друзей, родителей.
  1. Г азета-молния.

Особый тип стенной или радиогазеты. Содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни микро-группы; призывает к скорейшему решению данной задачи. Её можно выпускать в разных случаях:

  •  микро-группе предстоит какое-либо срочное, важное, новое дело и нужно сообща подумать, как его лучше выполнить;
  •  произошло какое-то важное событие, радостное или печальное, и нужно сообща подумать, какие изменения в жизни микро-группы и каждого её члена оно может вызвать;
  •  когда в микро-группе появился интересный опыт, который надо сделать достоянием всех. Каждый выпуск молнии должен быть разнообразным - телеграфная лента, круг-светофор, молния и т.д.
  1.  «Живая» газета.

Это познавательное и организаторское дело, обозрение, представляющую собой серию коротких выступлений, главной целью которых является помощь школьникам правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настраиваться на решение определённых задач. Газета должна иметь постоянные рубрики («Аргументы и факты», «Спрашивайте - отвечаем», «Это интересно», «Очевидное - невероятное») и может быть политической, сатирической, экологической и т.д. Весь материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приёмов), например: перекличка, сценка или серия сценок, репортаж, живые картинки, карикатуры, эпиграммы, теневой театр, песни и т.д. Необходимо музыкальное сопровождение.

4.Журнал-эстафета.

Это познавательное и организаторское дело-обозрение, представляющее собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все члены одной или нескольких микро-групп. Этот журнал выпускается с целью обмена опытом - впечатлениями, мнениями, предложениями. Работа над журналом-эстафетой идёт по творческим группам. План его представляет собой перечень частей журнала в различных жанрах, например: рассказ, сказка, повесть, репортаж, мемуары, басня, дружеские шаржи, серия загадок, рисунков, юмористический толковый словарь, отдел головоломок.

1 .Вечер - сбор путешествие.

Участники делятся друг с другом знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни. Можно устраивать не только один вечер - путешествие, а серию подобных вечеров на одну тему.

Темы вечеров:

«Наш город» - путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города.

«По родной стране» - путешествие по разным городам, рекам и т.д.

«Вокруг света» - путешествие по разным странам, столицам и т.д.

«Удивительное рядом» - путешествие в мир природы, животный мир и т.д.

В ходе вечера команды представляют собой различные экспедиционные группы.

  1. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн.

Это познавательное дело - обозрение. Проводится с целью привлечь участников к научным открытиям, к нерешённым проблемам жизни, к различным сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития.

Варианты вечера:

  •  Совет вечера, в состав которого входят представители всех мини-групп, составляет список тайн и сообщает всем участникам заблаговременно. Все думают над этими тайнами, читают литературу. На самом вечере каждая мини-группа получает 1-2 тайны для подробного сообщения. Другие команды высказывают свои соображения, развивая свою точку зрения.
  •  Каждая мини-группа находит тайны для других мини-групп и по ходу вечера предлагает по очереди тайны каждому из остальных объединений.
  •  Каждая мини-группа передаёт «совету мудрейших» свои тайны. На самом вечере обсуждается тайна за тайной. Ведущие завершают вечер, высказывая своё мнение о её результатах.

Примеры тайн:

Есть ли на других планетах Солнечной системы жизнь?

Загадка наследственности.

Что представляет собой Вселенная?

Какими будут города будущего?

Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

Клонирование и человечество.

  1.  «Защита проектов».

Выбор темы. Формирование проектных групп. Выбор тем проектов и их разработка группами. Подготовка к защите. Защита, оценка проектов, подведение итогов.

  1.  Проект - мечта.

В такой форме воспитательной работы участник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Первоначально для защиты проекта-мечты можно создавать свободные группы с набором ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандист. Оценку проектов лучше производить по разным критериям (номинациям): «За самый смелый проект», «За самый изящный проект», «За самый красивый проект» и т.д.

  1. Пресс-бой.

Это хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными мнениями, воспитывающее глубокий интерес к международным и внутриполитическим событиям жизни, к материалам прессы. Класс делится на 4-5 команд, ведут политбой 2-3 человека. Один записывает очки. За правильный ответ - 2 очка, за частично правильный - 1 очко. Ведущий предлагает командам придумать по 3 вопроса, по одному для каждой из остальных команд.

Примерная тематика:

-Международные проблемы и события.

  •  Жертвы цунами - закономерность или случайность.
  •  Экономика, культура, обычаи, замечательные люди страны и т.д.

3. Литературно-художественные конкурсы.

Это познавательное дело, развивающее творческие способности каждого учащегося и основанное на обмене знаниями и впечатлениями.

Примерные виды литературно-художественных конкурсов:

  1.  Конкурс на лучшую сказку на одну и ту же тему, букву, слово.
  2.  Конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках.
  3.  Конкурс на лучший коллективный рисунок на общую или свободную тему.
  4.  Конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков.
  5.  Концерт-молния. Могут быть использованы различные жанры: хоровое пение, танцы, сценки.

4. Трудовые и творческие дела.

  •  Атака.

Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего класса. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов.

Возможные задания для атак:

  •  посыпать песком обледенелые дорожки;
  •  украсить школу, посадить цветы;
  •  построить или отремонтировать пешеходные мостики.
  •  Десант.

Операция, проводимая силами ребят и старших товарищей: выход или выезд для помощи другим организациям в каком-то важном деле.

  • Рейд.

Операция-поход, проводимая силами добровольцев. Длится несколько дней, а иногда и дольше. Примеры:

  •  сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории города, создание и пополнение выставки, школьного музея;
  •  выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-молнии;
  •  участие в благоустройстве населённого пункта, в оформлении школы;
  •  создание выставок рисунков, поделок, проведение экскурсий, устройство вечеров поэзии, живописи, музыки.
  •  «Ромашка».

Цели: познакомить учеников друг с другом, выявить творческие и организаторские способности, сформировать объединение. Разбиваются на группы, каждая группа получает задание, отрывая лепесток ромашки.

Примерные виды заданий:

  •  Продолжить сказку: «Жила-была...»
  •  Оживить картину: «Иван-царевич и серый волк».
  •  Составить рассказ, в котором все слова будут на букву «С».
  •  Сочинить стихотворение о школьной жизни.
  •  Нарисовать дружеские шаржи на участников других групп.
  •  В гостях у сказки.

Разбивается класс на 4 мини-группы. Для этого вырезается равное количество букв: СКАЗ. Ребята берут буквы и по одинаковым буквам соединяются в мини-группы. Задания написаны на больших буквах СКАЗ:

  •  показать сказку «Красная Шапочка» на современный лад;
  •  показать сказку «Курочка Ряба» с музыкальным сопровождением в виде русских народных инструментов;
  •  показать сказку «Гуси-лебеди» в виде детектива;
  •  показать балет «Три поросёнка».

На подготовку даётся 15-20 минут.

  •  Неожиданные встречи.

Разбивается класс на 4 команды. Каждый должен вытянуть букву. Одинаковые буквы - команда. Каждая из команд выбирает себе из понравившихся шариков один, в нём задание для команды.

Задания:

-Показать передачу с участием популярных артистов эстрады.

  •  У нас в гостях цирк.
  •  Компания из Простоквашино.
  •  В гостях - лицедеи.

В каждом творческом деле проявляется сущность творческого взаимодействия. Творческое дело представляет собой непрерывный поиск лучших решений, оно никогда не повторяется одинаково, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

 

Литература:

  1.  Кульневич С.В., Лаколценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. -2006.
  2.  Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.
  3.  Белобородова А.Н. Каталог названий коллективно-творческих дел, коллективных творческих праздников, конкурсов. - Классный руководитель, - М., 1996
  4.  Иванов И.П. коллективных творческих дел. Управление школой - Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 41-42,1998.
  5. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел (Методический материал для работы с детьми). - М. Новая школа, 1994.

 

                                                                                                                       2011 г.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz