Меню сайта
Поиск
Календарь
|
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.
Воспитательную технологию можно представить как трёхэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности. На диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно способствуют такому постижению-различению. На этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий. Организация общения предполагает наличие у учителя стратегического плана по созданию такого ученического сообщества, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками, способствующими как самореализации, так и защищённости ребёнка. Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками. Организацию общения и взаимодействия рассмотрим в контексте методики коллективных творческих дел И.П.Иванова. 1. Организационные творческие дела. 1 .Чередование традиционных поручений по методике И.П.Иванова. Чередование традиционных поручений (ЧТП) - один из приёмов организации жизни, представляет собой соединение нескольких постоянных дел - трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди каждым первичным коллективом для общего коллектива и для окружающих людей. Классное собрание решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок, когда будет происходить чередование. Примерные дела-поручения: дежурные по классу, санитары, библиотекари, цветоводы, физорги, затейники, артисты, журналисты и т.п. ЧТП даёт возможность:
Особый тип стенной или радиогазеты. Содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни микро-группы; призывает к скорейшему решению данной задачи. Её можно выпускать в разных случаях:
Это познавательное и организаторское дело, обозрение, представляющую собой серию коротких выступлений, главной целью которых является помощь школьникам правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настраиваться на решение определённых задач. Газета должна иметь постоянные рубрики («Аргументы и факты», «Спрашивайте - отвечаем», «Это интересно», «Очевидное - невероятное») и может быть политической, сатирической, экологической и т.д. Весь материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приёмов), например: перекличка, сценка или серия сценок, репортаж, живые картинки, карикатуры, эпиграммы, теневой театр, песни и т.д. Необходимо музыкальное сопровождение. 4.Журнал-эстафета. Это познавательное и организаторское дело-обозрение, представляющее собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все члены одной или нескольких микро-групп. Этот журнал выпускается с целью обмена опытом - впечатлениями, мнениями, предложениями. Работа над журналом-эстафетой идёт по творческим группам. План его представляет собой перечень частей журнала в различных жанрах, например: рассказ, сказка, повесть, репортаж, мемуары, басня, дружеские шаржи, серия загадок, рисунков, юмористический толковый словарь, отдел головоломок. 1 .Вечер - сбор путешествие. Участники делятся друг с другом знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни. Можно устраивать не только один вечер - путешествие, а серию подобных вечеров на одну тему. Темы вечеров: «Наш город» - путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города. «По родной стране» - путешествие по разным городам, рекам и т.д. «Вокруг света» - путешествие по разным странам, столицам и т.д. «Удивительное рядом» - путешествие в мир природы, животный мир и т.д. В ходе вечера команды представляют собой различные экспедиционные группы.
Это познавательное дело - обозрение. Проводится с целью привлечь участников к научным открытиям, к нерешённым проблемам жизни, к различным сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития. Варианты вечера:
Примеры тайн: Есть ли на других планетах Солнечной системы жизнь? Загадка наследственности. Что представляет собой Вселенная? Какими будут города будущего? Возможна ли передача мыслей на расстоянии? Клонирование и человечество.
Выбор темы. Формирование проектных групп. Выбор тем проектов и их разработка группами. Подготовка к защите. Защита, оценка проектов, подведение итогов.
В такой форме воспитательной работы участник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Первоначально для защиты проекта-мечты можно создавать свободные группы с набором ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандист. Оценку проектов лучше производить по разным критериям (номинациям): «За самый смелый проект», «За самый изящный проект», «За самый красивый проект» и т.д.
Это хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными мнениями, воспитывающее глубокий интерес к международным и внутриполитическим событиям жизни, к материалам прессы. Класс делится на 4-5 команд, ведут политбой 2-3 человека. Один записывает очки. За правильный ответ - 2 очка, за частично правильный - 1 очко. Ведущий предлагает командам придумать по 3 вопроса, по одному для каждой из остальных команд. Примерная тематика: -Международные проблемы и события.
3. Литературно-художественные конкурсы. Это познавательное дело, развивающее творческие способности каждого учащегося и основанное на обмене знаниями и впечатлениями. Примерные виды литературно-художественных конкурсов:
4. Трудовые и творческие дела.
Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего класса. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания для атак:
Операция, проводимая силами ребят и старших товарищей: выход или выезд для помощи другим организациям в каком-то важном деле.
Операция-поход, проводимая силами добровольцев. Длится несколько дней, а иногда и дольше. Примеры:
Цели: познакомить учеников друг с другом, выявить творческие и организаторские способности, сформировать объединение. Разбиваются на группы, каждая группа получает задание, отрывая лепесток ромашки. Примерные виды заданий:
Разбивается класс на 4 мини-группы. Для этого вырезается равное количество букв: СКАЗ. Ребята берут буквы и по одинаковым буквам соединяются в мини-группы. Задания написаны на больших буквах СКАЗ:
На подготовку даётся 15-20 минут.
Разбивается класс на 4 команды. Каждый должен вытянуть букву. Одинаковые буквы - команда. Каждая из команд выбирает себе из понравившихся шариков один, в нём задание для команды. Задания: -Показать передачу с участием популярных артистов эстрады.
В каждом творческом деле проявляется сущность творческого взаимодействия. Творческое дело представляет собой непрерывный поиск лучших решений, оно никогда не повторяется одинаково, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.
Литература:
2011 г.
|
|