Понедельник, 29.04.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Планирование и организация работы по развитию индивидуальности учащихся.

Использование индивидуальностно-ориентированного подхода в деятельности педагога-воспитателя предполагает внесение корректив в планирование воспитательной работы классного руководителя, особенно в составление такого раздела плана, как «Индивидуальная работа с учащимися». Данный раздел в документах планирования процесса воспитания существует на протяжении многих лет. Традиционно в нем классный руководитель планировал свои действия по отношению к школьникам «группы риска». Это были индивидуальные беседы с учеником, встречи с родителями, рейды в семью, проверка посещаемости уроков, постановка на внутришкольный учет.

Сегодня перед педагогом встает задача организации работы по развитию индивидуальности каждого учащегося класса. Определение такой перспективы вызывает неоднозначную реакцию. При всей очевидности этого факта, что каждый ребенок требует особого подхода, хотя бы потому, что уникален от природы, до школы воспитывался в разных семейно-быговых условиях, возникает вопрос о том, насколько реально осуществление индивидуальной работы в классе, где обучается 25—30 человек. Высказываются со­мнения и по поводу того, насколько социально адекватен и востребован будет ребенок, к индивидуальности которого прислушиваются и родители и педагоги. Будет ли он способен соизмерить свои личные интересы, желания и потребности с такими составляющими жизни, как общественная польза, общее благо?

В пространстве воспитания современной школы принято выделять три уровня, взаимосвязанных между собой:

—воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся;

—воспитательная система класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия;

—система воспитания конкретного ребенка

Если проблема создания и развития воспитательной системы школы и класса достаточно проработана, то система воспитания конкретного ребенка требует дополнительного рассмотрения.

Когда классный руководитель в начале года организует компанию по планированию работы, он сначала ожидает плана городских и общешкольных мероприятий, в книжках с разработками подыскивает что-то новое и необычное для проведения с ребятами в новом учебном году. Практически задача планирования в классе заключается в том, чтобы умело объединить, включить во взаимодействие все три уровня. И именно отдельный ученик, особенный и неповторимый, станет связующим звеном между этими уровнями. Следуя гуманистической направленности, учебно-воспитательный процесс школы должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно, осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по достоинству.

Обычно любой план воспитательной работы начинаете с психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Действительно, прежде чем начинать планирование, нужно хорошо представлять себе особенности конкретного класса. Важно дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику общения членов классного коллектива, сформированных в нем деловых и эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами детей и взрослых формальных и неформальных связей. Необходимо охарактеризовать не только коллектив класса в целом, но и, по возможности, отдельных его представителей. Правильно поступают те классные руководители, которые включают дополнительные сведения об индивидуальных особенностях учащихся в раздел «Индивидуальная работа с учащимися», составляемый по следующей форме:

Имя, фамилия

Мир интересов

Основные

Главные

Формы и способы

п/п

ученика

и увлечений

личностные

проблемы

педагогической

 

 

 

достижения

в развитии

поддержки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица позволяет в сжатой форме выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко осу­ществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей, а также других методик («Мой герб», «Мой сайт»), позволяющих представить себе внутренний мир школьника.

Таким образом, данный этап работы, основанный на всестороннем изучении ребенка, позволяет лучше увидеть его потенциалы и наметить пути его движения в течение года через участие в различных видах деятельности. При этом кому-то из учащихся будет достаточно небольшой помощи педагога, своеобразного толчка для раскрытия своих способностей, кому-то понадобится больше времени, для того чтобы встать на путь самораскрытия и самопроявления. Возможно, с кем-то необходимо будет работать особенно много и вдумчиво, ибо для самопроявления ученик выбрал своеобразный, неадекватный путь.

Правильно подобрать педагогические средства для содействия развитию того или иного ребенка и обоснованно включить их в план воспитательной работы классному руководителю может помочь разработанный и апробированный творческой группой учителей перечень форм педагогического обеспечения процесса становления индивидуальности учащихся.

Формы педагогического обеспечения процесса становления индивидуальности учащихся

 

Формы индивидуальной работы

Групповые и другие формы воспитательной работы индиви­ду альностно- ориентированного характера

Педагогическая

поддержка

становления

индивидуальности

Содействие ребенку в проявлении индивидуальности

Психолого­-

педагогическая

коррекция

индивидуальных

особенностей

Помощь в решении проблем ребенка и его семьи

1.Провести для Ани К. заочную экскурсию по кружковым и клубным объеди­нениям школы.

2.Оказать помощь Свете С. и Паше К. в выборе кружков.

3.Рекомендовать Мише К. и Максиму Т. посещение спортивных секций.

1.Попросить Лиду И. прочитать свои стихи на презентации книги местных авторов «Край мой тихий».

2.Устроить     на родительском собрании выставку тетрадей Юли К. — лучшей ученицы класса.

3.Провести персональную выставку работ Ани П

4.Организовать сольный концерт Иры С.

1.Рекомендовать Вове К. прочитать книгу П. Журбы «Александр Матро­сов».

2.Посоветовать Сереже Н. посетить тренинговые занятия по теме: «Я+Я=Мы».

3.Помочь Вите Ф.научиться правильно выходить из конфликтных ситуаций.

1.Провести инди­видуальные кон­сультации для учеников и их ро- дителей («Давай- те подумаем вместе», «Час размышлений»,

«Сек­ретные разговоры по четвергам»)

2.Провести беседу с Алешей Н. о хо­де его адаптации в новом классе.

1 .Установить ящик вопросов классному руко­водителю.

2.Провести    игру «Добрая почта».

3.Поздравить

 учащихся и их родителей с

важ­ными событиями

в их жизни.

4.Составить  

таб­лицы посещения учащимися кружков, клубов и секций.

4.Предложить Наташе Н. поза­ниматься на вокальном отде­лении для разви­тия ее вокальных данных.

5.Вовлечь Диму Т. в работу школьно­го лесничества.

5.Организовать выставку рисунков Аси С.

6.Организовать творческий вечер Алены Н., занявшей 3-е место в вокальном конкурсе.

7.Помочь Тане в составле­нии фотоальбома

«Моё хобби»

4.Оказать помощь Ире И. в составле­нии режима дня.

5.Помочь Ване Б. вести «Дневничок настроения» и спра­виться с необосно­ванными его пере- падами.

4.Собеседование Женей С. о вреде курения.

5.Провести с Сер­геем С. беседу «Как воспитать волю и характер».

6.Провести сов­местную работу с психологом над самооценкой Ани

5. Изучить мате­риалы медицин­ского обследова­ния

 учащихся,

результаты

пси­холого- педагоги- ческой диагно­стики.

 

Работа по содействию развития индивидуальности открывает перед педагогом множество воспитательных возможностей. Вместе с учениками классный руководитель решает проблемы философского характера, связанные с поиском ответов на следующие вопросы.

Хорошо ли то, что все мы разные?

Легко ли быть «белой вороной»?

Легко ли быть другим?

Другому как понять тебя?

Предела совершенству нет?           4

Победителей не судят?

Для того чтобы организовать коллективное обсуждение этих и других вопросов, в план воспитательной работы целесообразно включить такие формы, как час общения и развития, диспут, дебаты, ролевая игра, «круглый стол».

Развитие индивидуальности — длительный процесс. Поиски человеком собственного «я» начинаются в детском возрасте. Для учета перспектив этой работы в школе следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени:

  •  освоение норм и правил актуальной культуры;
  •  реализация индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности;
  •  активное участие в сотрудничестве с другими людьми.

Учитывая эти закономерности, мы попытались представить, как может выглядеть работа по развитию индивидуальности в разных возрастных группах, на какие аспекты необходимо сделать акцент.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учени­ками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа — «самоузнавание», «самооткрытие». Задача педагога связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического кли­мата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться. При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание. Наконец, в старших классах продолжающееся самопознание дополняется мыслями о профессиональном самоопределении. Этот этап работы можно образно охарактеризовать понятием «самопроектирование». Популярное ныне слою «проект» можно использовать в работе со старшеклассниками при выполнении ими работы «Я в будущем». Раздумья над имеющимися для реализации идеи ресурсами, над конечной целью проекта помогут учащимся более осознанно строить свое будущее. Таким образом, развитие индивидуальности проходит три взаимосвязанных этапа:

- «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);

- «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);

- «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).

При классификации форм, способствующих развитию индивидуальности ребенка, были выделены традиционные и нетрадиционные. Эго обусловлено тем, что в последнее время педагогика приобретает все более личностную и индивидуальностно-ориентированную направленность и требует не только наполнения привычных форм работы но­вым содержанием, но и разработки новых.

Среди традиционных форм можно назвать следующие: творческая мастерская, ролевая игра, творческий отчет (пор­трет). Опираясь на научно-методические работы Н.Е. Щурковой, стоит вспомнить о некоторых формах, которые по­могут провести разговор о философских проблемах, связанных с понятием «индивидуальность». Речь идет о «Философском столе», «Дискуссионных качелях», «Презентации мира», «Открытой кафедре», «Белой вороне» и др.

Богатый опыт педагогов-практиков показывает, что новое время требует новых форм работы. И они появляются, используются и приносят желаемые результаты.

Многие сегодняшние школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Естественно, о сайтах, по­священных жизни известных людей, знают даже маленькие дети. В школе № 18 г. Пскова возникла идея создания учениками собственных сайтов, на которых они рассказывают о себе, своих достижениях, интересах и увлечениях. Сайт можно создать на электронных или бумажных (простой альбомный лист) носителях, его можно обновлять, проявляя творчество и фантазию.

Интересными и содержательными могут быть такие формы работы, которые условно можно назвать «Путешествие в мир Я», «Диалог с моим Героем».

Есть и такие способы, которые способны логично соединить в себе развитие индивидуальности ребёнка и его вклад в общее дело. Примером может служить «Древо достижений класса». В течение года древо заполняется «плодами», под которыми понимается вклад отдельного ребёнка в достижения класса (победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях).

Система индивидуальностно-ориентированной деятельности может складываться из совокупности элементов, представленных в таблице:

 

Индивидуальностао-ориентированная деятельность педагога по развитию

индивидуальности учащихся

п/п

Основные направления педагогического обеспечения развития индивидуаль-

Содержание и организация деятельности педагога

1

Педагогическая поддерж­ка становления индивидуальности

  1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.
  2. Поддержка социально ценных инициатив, увлечений и интересов учащихся.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Содействие развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе.
  5. Введение в образовательную программу учебных курсов «Самосовершенствование личности», «Познай самого себя», «Сотвори себя сам» и другие.

2

Содействие ребенку в проявлении инди­видуальности

  1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений (персональные выставки, концертные и спортивные выступления, творческие отчеты и т.п.).
  2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования).
  3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки.
  4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.
  5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности (по итогам недели, месяца, четверти, триместра, полугодия, года, проведения КТД и т.д.)

3

Психолого­педагогическая коррекция индивидуаль­ных особенностей учащихся, помощь в ре­шении проблем ребенка и его семьи

  1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка их устремлений в решении своих проблем.
  2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома.
  3. Организация дел для формирования социально-правовой компетентности учеников и их родителей.
  4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога, логопеда) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.
  5. Подготовка медико-психолого-педагогических консилиумов

 

Тематика классных часов и других форм воспитательной работы по развитию индивидуальности учащихся

 

Авторское отношение к жизни

Задатки, способности, интересы и увлечения

Социальный опыт, опыт самопознания, саморазвития и самострои- тельства

Нравственная

направленность

Творческая

активность

1. Легко ли быть другим?

2. Легко ли быть «белой воро юй»?

3. Зачем нужен «козел отпуще­ния»?

4. Кто и что сделали меня таким, какой я есть?

5. Наука выбирать.

6. Я есть мой выбор.

7. Я и мир вокруг меня:

 - я и моя семья;

 - я и моя школа;

 - я и мой город.

8. Мое жизненное кредо.

9. Моя «Я-концепция».

10. Искусство быть (стать) самим собой.

11. Я и смысл моей жизни.

12. Личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

13. Моя концепция жизненного успеха

1. Мои кумиры.

2. Я не люблю.

3. Мир моих увле­чений (интересов).

4. Мир интересов нашей семьи.

5. Научу я, братцы, вас.

6. Знаешь —- поде­лись, не знаешь — научись.

7. Спасибо, музыка, за то, что ты...

8. Великое в малом.

9. Моя мини-биб- лиотека или бест­селлеры моей души.

10. Помочь состояться.

11. Родиться мало — надо состояться!

12. «Открой в себе небывалое»

1. Моя Вселенная.

2. Что моя вещь знает обо мне?

3. Познай себя.

4. Как найти себя.

5. Сотвори себя сам.

6. Научи себя.

7. Учитесь властво­вать (управлять) собой.

8. Что такое самоконтроль.

9. Мой уникальный опыт: полезные и вредные привычки.

10.Человек — это целый мир.

11. Другому как понять тебя?

12. Предела со­вершенству нет

1. Быть милосерд­ным.

2.Победителей не судят?

3. Яи мои ценности.

4. Достижение лю­бым путем или нет?

5. Современно ли быть нравствен­ным?

6. Это сладкое слово «свобода».

7. Жизненный успех любой ценой.

8. На пользу себе и людям.

9. Сила добра: мифы и реальность.

10. Не сотвори себе кумира.

11. Властелин моих дум.

12. Диалог с моим героем.

13. Через других мы становимся собой.

14. Ценности: ис­тинные и мнимые

1. Предела совершенст­ву нет?

2.Мои до­стижения.

3.Плоды моего твор­чества.

4.А ты какой оставишь в жизни след?

5.«Людей неинтересных

в мире нет»

 

Описание планирования, организации и изучения эффективности индивидуальностно-ориентированного воспитания детей свидетельствует о наличии существенных особенностей в данном процессе. Их надо осознавать, принять и попытаться в соответствии с ними изменить содержание и технологию воспитательного взаимодействия с учащимися. Воспитательная деятельность может и должна быть эффективным средством содействия в становлении и проявлении индивидуальности детей.

Литература:

  1.  Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред.   

Е.Н.Степанова.М., ТЦ Сфера, 2005.

  1. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002
  2. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2000
  3.  Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в

школе. М., 2001

 

 

2010 г.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz