Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Планирование и организация работы по развитию индивидуальности учащихся.Использование индивидуальностно-ориентированного подхода в деятельности педагога-воспитателя предполагает внесение корректив в планирование воспитательной работы классного руководителя, особенно в составление такого раздела плана, как «Индивидуальная работа с учащимися». Данный раздел в документах планирования процесса воспитания существует на протяжении многих лет. Традиционно в нем классный руководитель планировал свои действия по отношению к школьникам «группы риска». Это были индивидуальные беседы с учеником, встречи с родителями, рейды в семью, проверка посещаемости уроков, постановка на внутришкольный учет. Сегодня перед педагогом встает задача организации работы по развитию индивидуальности каждого учащегося класса. Определение такой перспективы вызывает неоднозначную реакцию. При всей очевидности этого факта, что каждый ребенок требует особого подхода, хотя бы потому, что уникален от природы, до школы воспитывался в разных семейно-быговых условиях, возникает вопрос о том, насколько реально осуществление индивидуальной работы в классе, где обучается 25—30 человек. Высказываются сомнения и по поводу того, насколько социально адекватен и востребован будет ребенок, к индивидуальности которого прислушиваются и родители и педагоги. Будет ли он способен соизмерить свои личные интересы, желания и потребности с такими составляющими жизни, как общественная польза, общее благо? В пространстве воспитания современной школы принято выделять три уровня, взаимосвязанных между собой: —воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся; —воспитательная система класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия; —система воспитания конкретного ребенка Если проблема создания и развития воспитательной системы школы и класса достаточно проработана, то система воспитания конкретного ребенка требует дополнительного рассмотрения. Когда классный руководитель в начале года организует компанию по планированию работы, он сначала ожидает плана городских и общешкольных мероприятий, в книжках с разработками подыскивает что-то новое и необычное для проведения с ребятами в новом учебном году. Практически задача планирования в классе заключается в том, чтобы умело объединить, включить во взаимодействие все три уровня. И именно отдельный ученик, особенный и неповторимый, станет связующим звеном между этими уровнями. Следуя гуманистической направленности, учебно-воспитательный процесс школы должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно, осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по достоинству. Обычно любой план воспитательной работы начинаете с психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Действительно, прежде чем начинать планирование, нужно хорошо представлять себе особенности конкретного класса. Важно дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику общения членов классного коллектива, сформированных в нем деловых и эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами детей и взрослых формальных и неформальных связей. Необходимо охарактеризовать не только коллектив класса в целом, но и, по возможности, отдельных его представителей. Правильно поступают те классные руководители, которые включают дополнительные сведения об индивидуальных особенностях учащихся в раздел «Индивидуальная работа с учащимися», составляемый по следующей форме:
Таблица позволяет в сжатой форме выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко осуществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей, а также других методик («Мой герб», «Мой сайт»), позволяющих представить себе внутренний мир школьника. Таким образом, данный этап работы, основанный на всестороннем изучении ребенка, позволяет лучше увидеть его потенциалы и наметить пути его движения в течение года через участие в различных видах деятельности. При этом кому-то из учащихся будет достаточно небольшой помощи педагога, своеобразного толчка для раскрытия своих способностей, кому-то понадобится больше времени, для того чтобы встать на путь самораскрытия и самопроявления. Возможно, с кем-то необходимо будет работать особенно много и вдумчиво, ибо для самопроявления ученик выбрал своеобразный, неадекватный путь. Правильно подобрать педагогические средства для содействия развитию того или иного ребенка и обоснованно включить их в план воспитательной работы классному руководителю может помочь разработанный и апробированный творческой группой учителей перечень форм педагогического обеспечения процесса становления индивидуальности учащихся. Формы педагогического обеспечения процесса становления индивидуальности учащихся
Работа по содействию развития индивидуальности открывает перед педагогом множество воспитательных возможностей. Вместе с учениками классный руководитель решает проблемы философского характера, связанные с поиском ответов на следующие вопросы. Хорошо ли то, что все мы разные? Легко ли быть «белой вороной»? Легко ли быть другим? Другому как понять тебя? Предела совершенству нет? 4 Победителей не судят? Для того чтобы организовать коллективное обсуждение этих и других вопросов, в план воспитательной работы целесообразно включить такие формы, как час общения и развития, диспут, дебаты, ролевая игра, «круглый стол». Развитие индивидуальности — длительный процесс. Поиски человеком собственного «я» начинаются в детском возрасте. Для учета перспектив этой работы в школе следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени:
Учитывая эти закономерности, мы попытались представить, как может выглядеть работа по развитию индивидуальности в разных возрастных группах, на какие аспекты необходимо сделать акцент. В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа — «самоузнавание», «самооткрытие». Задача педагога связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться. При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание. Наконец, в старших классах продолжающееся самопознание дополняется мыслями о профессиональном самоопределении. Этот этап работы можно образно охарактеризовать понятием «самопроектирование». Популярное ныне слою «проект» можно использовать в работе со старшеклассниками при выполнении ими работы «Я в будущем». Раздумья над имеющимися для реализации идеи ресурсами, над конечной целью проекта помогут учащимся более осознанно строить свое будущее. Таким образом, развитие индивидуальности проходит три взаимосвязанных этапа: - «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание); - «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления); - «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение). При классификации форм, способствующих развитию индивидуальности ребенка, были выделены традиционные и нетрадиционные. Эго обусловлено тем, что в последнее время педагогика приобретает все более личностную и индивидуальностно-ориентированную направленность и требует не только наполнения привычных форм работы новым содержанием, но и разработки новых. Среди традиционных форм можно назвать следующие: творческая мастерская, ролевая игра, творческий отчет (портрет). Опираясь на научно-методические работы Н.Е. Щурковой, стоит вспомнить о некоторых формах, которые помогут провести разговор о философских проблемах, связанных с понятием «индивидуальность». Речь идет о «Философском столе», «Дискуссионных качелях», «Презентации мира», «Открытой кафедре», «Белой вороне» и др. Богатый опыт педагогов-практиков показывает, что новое время требует новых форм работы. И они появляются, используются и приносят желаемые результаты. Многие сегодняшние школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Естественно, о сайтах, посвященных жизни известных людей, знают даже маленькие дети. В школе № 18 г. Пскова возникла идея создания учениками собственных сайтов, на которых они рассказывают о себе, своих достижениях, интересах и увлечениях. Сайт можно создать на электронных или бумажных (простой альбомный лист) носителях, его можно обновлять, проявляя творчество и фантазию. Интересными и содержательными могут быть такие формы работы, которые условно можно назвать «Путешествие в мир Я», «Диалог с моим Героем». Есть и такие способы, которые способны логично соединить в себе развитие индивидуальности ребёнка и его вклад в общее дело. Примером может служить «Древо достижений класса». В течение года древо заполняется «плодами», под которыми понимается вклад отдельного ребёнка в достижения класса (победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях). Система индивидуальностно-ориентированной деятельности может складываться из совокупности элементов, представленных в таблице:
Индивидуальностао-ориентированная деятельность педагога по развитию индивидуальности учащихся
Тематика классных часов и других форм воспитательной работы по развитию индивидуальности учащихся
Описание планирования, организации и изучения эффективности индивидуальностно-ориентированного воспитания детей свидетельствует о наличии существенных особенностей в данном процессе. Их надо осознавать, принять и попытаться в соответствии с ними изменить содержание и технологию воспитательного взаимодействия с учащимися. Воспитательная деятельность может и должна быть эффективным средством содействия в становлении и проявлении индивидуальности детей.
Е.Н.Степанова.М., ТЦ Сфера, 2005.
школе. М., 2001
2010 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||