Понедельник, 29.04.2024, 04:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Урок-тренинг по литературе в 6 классе на тему «Метафора как средство выразительности»

Урок-тренинг по литературе в 6 классе на тему «Метафора как средство выразительности»

 

Тема: «Метафора как средство выразительности»

Тип урока: тренинг

Цель: максимально приблизиться к пониманию и «расшифровке» метафоры в художественном произведении.

Ход урока:

Ученики часто не могут выделить из текста метафоры и растолковать их. А это очень важно для понимания авторской концепции мира, его способах освоения бытия.

Для того, чтобы различить метафору среди других художественных средств произведения, ученикам предлагается самим научиться "составлять" метафору.

  1.  этап. Например: дождь капает (льет) как что? Может быть как капель или водопад? Детям нравится сравнение со слезами. Получается: «Дождь капает, как слёзы». Дождь идёт откуда? Из туч... с неба... Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего - вот вам и первый прием составления метафор! Что же с дождём? Это - "слезы неба", "водопад туч", "капель небосклона".
  2.  этап. Давайте потренируемся. Обратим внимание унылых обозначений типа «..а не повесить ли нам новую люстру?", скажем: "Зажжем-ка потолочное солнце (люстра светит как солнце; люстра где находится? - под потолком; результат: люстра - «потолочное солнце». Или вместо обычной фразы: "Достань из холодильника мороженое" - скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода (холодильник - ледяной как айсберг, холодильник где находится - в доме. Метафора: "домашний айсберг", мороженое - вкусный холод
  3.  этап. Далее отработаем еще один приём составления метафор. Теперь объектом будет "кофе". Выделим его основное свойство - тёмный (чёрный, крепкий и т.д.), переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота, как ночью» или «темнота, как во сне». Получаем "кофе - чернота ночи". А предложение с этой метафорой может звучать так: «По утрам я пью "черноту ночи"».
  4.  этап. Найдите метафоры в стихотворениях:

Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная Красавица весна.

(С.А.Есенин)

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

 И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

                           (С.А.Есенин)

 

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы,

Запад неба бледно - красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью...

                                             (А.А.Фет)

5 этап. Сочините прозаический или стихотворный текст, употребив как можно больше метафор.

Домашнее задание.

Закончить дома сочинять тексты, обработать и принести. Выучить наизусть одно стихотворение из предложенных в учебнике на страницах 188-191.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz