Понедельник, 29.04.2024, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Литература 9 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 9 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в 9 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, создание условий для формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи изучения литературы:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для  9 класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2009 год)

Структура документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец  9 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

       Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, преподавание строится по хронологическому принципу, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

       Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умений осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.

      Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Обоснование выбора программы.

 Программа под редакцией В.Я.Коровиной, положенная в основу рабочей программы, имеет свои особенности: осуществляется тесная связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Тем самым она в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы, её авторы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие -  читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов следует отвести на каждую тему.      Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 9 классе выделяется  105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для  9  классе  рассчитана на 105  учебных часов, в том числе на изучение творчества писателей и теоретических сведений по литературе – 101 час,  на написание сочинений – 4 часа (4 классных сочинения, 2 домашних). В программу введён курс «Литературное краеведение». В содержание программы включены темы данного курса.

Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: беседа, рассказ учителя, обучение чтению,  различные виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные или письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и др.)

Технологии обучения.

На уроках литературы используются  элементы различных технологий:

  • личностно-ориентированной;
  • технологии  критического мышления;
  • технология ТРИЗ;
  • здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - сравнение и сопоставление;
  • - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
  • - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль;
  • - составление плана;
  • - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям.

Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  сочинение, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, проверка техники чтения, тест, кроссворд, викторина,  проект,  презентация, составление опорных конспектов, кластеров.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который определён в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по литературе для 9 класса. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса содержат следующие компоненты:

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, писать отзывы и сочинения.
  • В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Литература 9 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Под редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2012,  рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2013-2014  год.

  

Основное содержание.

 (105 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература (7 часов)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Р.р. Сочинение по «Слову о полку Игореве»

Знать: истоки и жанры древнерусской литературы, историю открытия, образную систему «Слова о полку Игореве».

Уметь: составлять кластеры по жанрам древнерусской литературы, выразительно читать отрывки из произведения, составлять сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи, находить художественно-выразительные средства.

литература XVIII века (5 часов)

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. (1 час)

М.В. Ломоносов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Властителям и судиям», «Памятник»

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Поэзия Тамбовского периода творчества Державина.

А.Н. Радищев (1 час)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Знать: литературные направления 18 века,  биографии писателей 18 века.

Уметь: составлять схемы, планы произведений, пересказывать, выразительно читать,  

анализировать стихотворения.

литература XIX века (68 часов)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А. Жуковский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: “Море”, "Невыразимое"

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

А.С. Грибоедов (10 часов)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

А.С. Пушкин (20 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень»

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Р.р. Сочинение по лирике А.С.Пушкина.

Поэма «Цыганы»

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери»

Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов (14 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

 «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Р.р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

К.Н. Батюшков, А.В. Кольцов  (1 час)

К.Н. Батюшков.  Слово о поэте.

Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов  Слово о поэте.

Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»

 Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы  поэта и поэзии.

Стихотворения тамбовских поэтов о родном крае (1 час)

Дорожкина Валентина Тихоновна

Патриотический пафос поэзии, исповедальный характер лирической героини, песенность стиха. Тема любви и верности как ведущая тема. Смысл названий стихотворений. Нравственная проблематика повести «Как говорила моя бабушка» в контексте творчества В. Дорожкиной.

Милосердов Семён Семёнович

Тема Великой Отечественной войны в творчестве С. Милосердова. Торжество гармонии природы и труда, природы и человека. Эмоцио­нальное состояние и характер лирического героя. Основные средства вы­разительности и язык.

Румянцева Майя Александровна

Творческая биография, характеры, место в художе­ственном мире Румянцевой лирической героини и её характер. Тамбовский край и его место в творчестве Майи Румянцевой. Тема любви. Образ рус­ской женщины в поэме «Как поэт опоздал на свиданье».

Н.В. Гоголь (10 часов)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

Р.р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

А.Н.Островский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета.

А.А. Фет (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы.

Ф.М. Достоевский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Белые ночи».

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

А.П. Чехов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Знать: особенности реализма как литературного направления, биографии писателей 19 века, содержание изучаемых произведений.

Уметь: составлять план, план-конспект, обобщающие таблицы, сопоставлять поступки,  характеры героев, пересказывать, давать характеристику персонажам,  выразительно читать, анализировать стихотворения.

Русская литература ХХ века (11 часов)

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

А.А. Блок и С.А. Есенин (1 час)

А.А. Блок. Слово о поэте.

Стихотворение «Русь».

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин. Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» 

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских писателей и поэтов (1 час)

Поэты, погибшие на фронте: В.Н. Афанасьев, Б.А. Котов , В.И.Шульчев

Поэтическое творчество В.М. Кубанёва,  И.В. Шамова, С.И. Голованова, П.А. Дорошина, И.С. Кучина, С.С. Милосердова, А.В. Стрыгина. Стихи тамбовских авторов, посвященные Зое Космодемьянской.

Военная проза Н.В. Архангельского,  В.П. Баранова, Б.К. Панова,  А.Е. Шилина.

М.А. Шолохов (2 час)

Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

М.А. Булгаков (3 часа)

Слово о писателя.

«Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, духовная, нравственность недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Приём гротеска в повести.

А.И. Солженицын (1 час)

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Солженицын и Тамбовский край. Рассказ «Случай на станции Кочетовка» (обзор)

Писатели 20 века о Тамбовском крае: Сергеев-Ценский, Платонов, Вирта (1 час)

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич

Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества. Тамбовская тема в «Кочетовской плотине», «Лесной топи». Лирическая повесть-поэма  «Печаль полей» как симфония о силе и красоте человеческих привязанно­стей, Определение жанра. Узнаваемая география Тамбовского края в про­изведении. Характеры ведущих героев - Анны и Ознобишина. Место деда и «столетнего» старика Ознобишиных в общей философии поэмы. Никита в структуре произведения. Яркость образного строя и языка писателя. Ху­дожественная функция образов русской земли и поля. Поэзия Сергеева-Ценского. Анализ стихотворений «Родина» и «Наш язык».

Платонов Андрей Платонович

Платонов Андрей Платонович и Тамбовский край. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма к жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов». География, быт и этнография Тамбова в повести. Композиция, платоновский стиль и язык произведения. Роль эпиграфа. Образ Шмакова. Смысл подзаголовка «Заметки командирован­ного». Историко-литературные аналогии.

 Вирта Николай Евгеньевич

Тамбовские страницы жизни и творчества писателя. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток ху­дожественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае. Ха­рактеры Петра Сторожева и А.С. Антонова. Смысл сравнения Сторожева с волком. Тема и образ земли в произведении. Место диалога в повествова­нии. Смысл названия романа.

Г. Тукай (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»

Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.

Знать: биографии писателей 20 века, содержание изучаемых произведений.

Уметь: составлять план,  сопоставлять поступки,  характеры героев, пересказывать, давать характеристику персонажам,  выразительно читать, анализировать стихотворения,

 

                Зарубежная литература (9 часов)

Литература эпохи Античности

Катулл (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.

Литература эпохи Средневековья

Данте (2 час)

Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.  

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Корсар»

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического”  героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

Знать: этапы развития зарубежной литературы, биографии писателей, содержание произведений.

Уметь: пересказывать, сопоставлять характеры героев, давать развёрнутые ответы на вопросы.

Повторение в конце учебного года (4 часа)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

                   Литература для учителя.

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збаркий И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл..: Метод. советы./ Под ред. В.И.Коровина. – М.:  Просвещение, 2003

3. Шадриа С.Б. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровной. – Волгоград: Учитель, 2008

4.Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я.  Коровиной и др.  «Литература 9 класс» / О.А.Ерёмина. – М.: «Экзамен», 2005.

5. Золоторёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: «Вако», 2003.

 

                  Литература для обучающихся.

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збаркий И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

2. Коровина В.Я., Коровин В.И.,  Збаркий И.С. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл. – М.: Просвещение, 2012

3. Литература. 9 класс: Хрестоматия / сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2007

4. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Дезносов, Е.Л.Ерохина,  А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz