Понедельник, 29.04.2024, 08:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Русский язык 9 класс

                                             Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения русскому языку в 9 классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального  уровня образованности  и  ключевых  компетенций  школьников  с целью   их самоопределения  в современном  мире. 

 Задачи:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
  •  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

Структура документа.

Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 9 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

Рабочая программа содержит  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Обоснование выбора программы.

Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы.

Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В 9 классе выделяется 70 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для  9 класса  рассчитана на  70  часов, в том числе на изучение теоретических сведений  - 52 час, на развитие речи – 12 часов, на контроль знаний и умений – 6 часов.

 Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий.  

Технологии обучения.

 На уроках русского языка используются элементы различных технологий:

  • проблемного обучения;
  • личностно-ориентированной;
  • здоровьесберегающей.
  • ТРИЗ;
  • критического мышления;

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

      Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной и устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из разных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся  9 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 9 класса и содержат следующие компоненты:

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
  • выделена также группа компетенций, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко  – М.: Просвещение, 2012 г., допущенный  Министерством образования и науки  к использованию в ОУ на 2013-2014 год.

 

 

Основное содержание

(70 часов)

Международное значение русского языка     (1 час)

Знать международное значение русского языка.

Уметь составлять план и рассказ на лингвистическую тему

Повторение изученного в 5-8 классах.

(6 часов +2 часа Р/р)

Все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический. Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Анализ текста, его стиля, средства связи его частей.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Знать материал, изученный в 5-8 классах.

Уметь применять его на письме.

Сложное предложение. Культура речи.

(45 часов)

Сложные предложения (1 час +1 час Р/р)

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Знать средства связи между частями сложного предложения.

Уметь ставить знаки препинания меду частями сложного предложения.

Сложносочинённые предложения (4 часов +2 часа Р/р)

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кино­-
фильм.

Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

Знать строение и средства связи частей сложносочиненного предложения.

Уметь интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения, писать рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчинённые предложения (20 час +  часов Р/р)

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Деловые документы (автобиография, заявление), сообщение на лингвистическую тему.

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными»

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения»

Знать строение и виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Уметь использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы.

 

Бессоюзные сложные предложения (7 часов + 1 час Р/р)

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

Диктант о теме «Бессоюзное сложное предложение»

Знать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Уметь передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, уметь пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Сложные предложения с различными видами связи (4 часа + 3 часа Р/р)

 Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

 Конспект статьи на лингвистическую тему.

Знать типы сложных предложений с разными видами связи

Уметь правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Общие сведения о русском языке (2 часа)

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств. Международное значение русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.  Языковые контакты русского языка.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык и его стили.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Знать общие сведения о языке, разделы науки о языке, лексические и фразеологические новации последних лет, стили литературного языка.

Уметь составлять тезисы статьи на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике  и правописанию, культуре речи.  (14 часов)

Систематизация сведений по фонетике, лексике, грамматике  и правописанию, о признаках текста, теме и основной мысли связанного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи.

 Итоговый диктант за курс 9 класса.

Знать изученный материал по фонетике, лексике, грамматике  и правописанию.

Уметь составлять конспект или тезисный план литературно-критической статьи.

                             

                           УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                               Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р.

Кол-во часов на

контроль

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах.

Сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Общие сведения о языке.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике  и правописанию, культуре речи.

 

1

8

2

6

23

8

7

2

13

 

1

5

1

3

18

6

4

2

12

 

-

2

1

2

3

1

3

-

-

-

1

-

1

2

1

-

-

1

ВСЕГО

70

52

12

6

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.

 

В результате изучения русского языка за курс 9 класса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

                     Литература для учителя.

1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.Просвещение, 2012

2. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов / Сост. В.В.Андросова, Е.А.Стогний. – Ростов  н\Д: Феникс, Донецк: Издательский дом «Кредо», 2006

3. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование  межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008

4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

5. Мамона Т.Н.Поурочные Разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык 9 класс». – М.: «Экзамен», 2007.

6. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.Подготовка к итоговой аттестации – 2010: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014

7. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 /ФИПИ. - М: «Интеллект-Центр». 2014

 

 

Литература для обучающихся.

 

1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.Просвещение, 2012

2.  Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие / З.Д.Зольдин  В.Н.Светлышева. – М.: Дрофа, 2002

4. ГИА-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014

5. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2012 / Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бондоля, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: НИИ школьных технологий, 2014

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz