Воскресенье, 28.04.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Использование современных образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий.

 

Важнейшая задача современного образования - самоопределение личности. Образование - это не только единство обучения и воспитания, но и гармония двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации, которые ведут к становлению личности ребёнка через различные виды деятельности - трудовую, учебную, творческую, коммуникативную. Естественно, что на пути личностного становления, самореализации у растущего человека возникает много трудностей и проблем. Чтобы их преодолеть, ребёнку необходима помощь, поддержка педагога. Реализации этой проблемы особенно помогает личностно ориентированная технология. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро развивающемся социуме. Во- вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это требует применения педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Деятельность учителя:

-подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  •  обеспечивает личностно значимую для учащихся постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом, трудном, но посильном;
  •  организует поиск решения учебной задачи путём раскрытия субъектного опыта учащихся в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме;
  •  поиск идеи, гипотезы решения;
  •  составление ориентировочной основы действий для решения;
  •  максимальная самостоятельность учащихся;
  •  привлекает учащихся к анализу этапа решения учебной задачи, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, ориентирует на использование разных способов действий, привлекает к анализу собственных затруднений, поощряет нестандартные учебные действия;
  •  учит приёмам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;
  •  задания на дом - разноуровневые.

Деятельность учащихся:

  •  участвует в постановке новой учебной задачи, её переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу её решения, предлагает свои варианты решения;
  •  при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, критически осмысливает слова учителя;
  •  учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знаний, учится отделять способ решения от результата;
  •  выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщённые способы действий;
  •  охотно анализирует свою учебную работу, своё психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы» и «минусы».

Содержание технологии очень хорошо реализуется в блочно-модульной форме. Основными компонентами такого урока становятся:

  •  микромодуль мотивации (формирование мотива, желание узнать новое);
  •  микромодуль-образ (субъект образования восходит к созданию образа);
  •  микромодуль-анализ (субъект образования обращается к внешнему анализу в форме ассоциативных переживаний);
  • микромодуль событийно-практический (дети стремятся к самостоятельным действиям);
  •  микромодуль-проповедь (на этом этапе определяется готовность ученика к выходу в реальную среду для творческой реорганизации).

Такой урок был проведён мной в 7 классе на тему «Причастие». Это урок обобщающего повторения. На уроке велась углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием более широких обобщений, выполнялись дифференцированные практические задания с постепенным наращиванием трудностей, с учётом индивидуальных особенностей, осуществлялся высокий уровень самостоятельной работы учащихся, предполагающей различные виды контроля (контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль). На уроке использовались опорные схемы-конспекты, по которым ребята готовили теоретический материал (учились самостоятельно добывать знания и обобщать изученный материал), индивидуальные карточки, репродукция картины Шишкина. Выбор методов и приёмов обучения способствовал умственному, эстетическому развитию учащихся, стимулировал их максимальную активность.

Очень интересны для детей уроки в форме деловой игры. Они вызывают интерес к уроку, придают ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся, развивают у ребят саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации. На таких уроках могут реализоваться различные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные и работа в парах.

При изучении в 8 классе темы «Тире между подлежащим и сказуемым» мы проводили деловую игру. Учащимся предлагалось побыть в роли учителя, самостоятельно поработать с текстом, проверить работу соседа по парте, исправить и объяснить ему ошибки и оценить его работу.

                                                 Текст.

                                             Царица леса.

1 .Липа древнейшая спутница города. 2.Целые города выр..сли под липами с наречё(н, нн)ыми в её честь им..нами - Липецк, Лиепая, Лейпциг. З.А сколько в Ро(с,сс)ии деревень Подлипок! 4.06 этом дереве много пр..даний сказок л..генд.

5.Липа целая лесная аптека. б.Народная мудрость сумела разгл..деть многочисле(н,нн)ые лечебные тайны этого дерева. 7.3а помощ..ю к нему обращаются,ться) при самых разных недугах кашле простуде ангине ож..гах болях головы. 8.А липовый мёд кладовая различных витаминов. 9.Но главный носитель фармакологических свойств липовый лист. Ю.Однако собирать и сушить его нужно умеючи. 11 .Дерево это любо всем. 12.Липа одно из настоящих чудес природы.

Задания к тексту:

  1.  Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2.  Определите стиль и тип речи.
  3.  Сформулируйте тему и идею этого текста.
  4.  Из 9 предложения выпишите словосочетание, образованное по типу управления.
  5.  Из 3 предложения выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
  6.  Какие предложения связаны с предыдущим при помощи противительных союзов.
  7.  Найдите в 1 предложении слово, образованное суффиксальным способом.
  8.  Сделайте разбор словосочетания в её честь.
  9.  Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение.

На этапе подведения итогов дети писали резюме. На специально заготовленных листочках были предложены вопросы:

  •  Какие орфограммы и пунктограммы я повторял на сегодняшнем уроке?
  •  Всё ли было понятным?
  •  С какими трудностями я столкнулся?
  •  Оцени по 10-балльной системе свою работу на уроке?

Домашнее задание было разноуровневое: составить диалог на одну из тем: «В лесу», «На лесном озере», «Прогулка по зимнему лесу», используя культурную разговорную лексику или подготовить карточку с материалом по изученным орфограммам.

Очень любят дети составлять из недеформированного текста дидактический материал в помощь учителю для работы в других классах. Работа проходит в небольших группах. Они с удовольствием находят орфограммы и пунктограммы и готовят карточки с пропущенными буквами и знаками препинания. Такая работа помогает ученикам видеть проблемы, творчески решать их, выполнять работу ответственно, самостоятельно.

Для этого ученики должны договориться в группах о порядке выполнения работы, о распределении функций, то есть каждый выбирает для себя посильное задание, и участие каждого в работе группы замечено и правильно оценено.

В результате проделанной работы ученики видят то, что вызвало наибольшие затруднения, делают выводы о том, как эти затруднения преодолеть, оценивают свою роль в выполнении общего задания, отмечают удачи и недоработки, то есть ставят перед собой новые задачи, которые необходимо будет решать далее (на уроках, при выполнении домашнего задания).

Во время работы возможно возникновение проблемных ситуаций, могут появиться разногласия, противоречивые мнения. Как правило, ребята стараются найти компромисс, а при необходимости обращаются к учителю, к ученикам, работающим в других группах, то есть учатся договариваться, выбирать наиболее продуктивные способы выполнения работы.

Во время деловой игры учащимся предоставляется максимум самостоятельности. Но учитель на уроке должен всё видеть, слышать и понимать каждого ученика, показать свою личную заинтересованность в успешных результатах работы, обратить внимание на интересные предложения ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание на вкладе каждого ученика в успех общего дела.

Ещё одной из интегративных моделей личностно ориентированного обучения является метод проектов. В его основе - развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки, так как работают в парах или группах.

В этом учебном году были созданы  исследовательские работы учащихся 9 класса на темы: «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», «Разговорный язык школьников», «Эксперименты кубофутуристов в области стиха»

Вместе с учащимися 9 класса (в 2012 – 2013 учебном году)  нами реализован проект на тему «Наркомания - чума 21 века».

Этапы работы над проектом:

  •  Формирование групп.
  •  Самостоятельная работа в группах по поставленной проблеме.
  •  Классный час «За час до наркотиков». Творческий отчёт групп.
  •  Беседа - обсуждение книги Б.Росек «Дневник наркоманки».
  •  Ролевая игра «Суд над наркоманией».
  •  Ток-шоу «Что лучше: наркотики или здоровый образ жизни?»

В результате проделанной работы учащиеся познакомились с воздействием некоторых наркотиков на организм человека, убедились на примере многих известных людей, какие последствия имеет употребление наркотических веществ, у детей сформировалось негативное отношение к наркотикам и желание вести здоровый образ жизни.

Создавая проекты, дети всегда работают с интересом, исследовательская деятельность их очень увлекает, знания, добытые самостоятельно из разных источников, прочнее, чем данные в готовом виде, творческий подход помогает их самореализации.

Помимо проектной деятельности в своей работе я также активно использую приёмы технологии критического мышления:

- инсерт (системная размётка при работе с текстом). Во время работы с текстом необходимо на полях делать пометки, а после прочтения заполнить таблицу, в которую кратко заносятся сведения из текста. Такую таблицу мы заполняли с учащимися 9 класса при повторении темы «Глагол»

              V

                      +

                   -

             ?

Записываются фразы, термины, предложения из текста.

 

«V» - уже знал

«+»- новое

«-«- думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

- двухчастный дневник.

Двухчастный дневник я использовала при изучении сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:                                  

Цитата

Комментарий учащегося

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

«Себя судить куда труднее, чем других»

 

«Должна я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу видеть бабочек»

 

«Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце!»

 

 

- кластеры (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди), например, в 5 классе при изучении правописания согласных в корне нами использовался ткластер.

Эти приёмы позволяют развить свободу мышления, учат логически и синтетически мыслить.

 Использую я на уроках и приёмы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):

  •  «Лови ошибку!» (учитель в объяснении материала или в раздаточном материале намеренно допускает ошибку). При изучении глагола в 10 классе я давала подобные задания:

ВЫНЕСИТЕ МУСОР - ГЛ., В ИЗЪЯВ. НАКЛ., 2 ЛИЦА, МН.Ч.

  •  повторение с контролем (ученики по группам разрабатывают контрольные вопросы ко всей изученной теме)
  •  «Мозговой штурм» (предложение собственных идей и путей их решения)
  •  резюме (ученик излагает своё отношение к уроку, оценивает свою работу).

Таким образом, личностно ориентированная технология способствует культурному саморазвитию и самоизменению учащихся, способствует формированию и развитию различных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности, обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Дети с большим увлечением стремятся получать знания, что приводит к повышению качества знаний, воспитывающей роли обучения, общей культуры учащихся, формированию у детей социальных навыков общения, выбора, ответственности, терпимости, адаптации, достижения успеха, нравственности.

Личностно ориентированная технология соответствует новым ФГОС.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz