Понедельник, 29.04.2024, 05:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в современном образовательном учрежде

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в современном образовательном учреждении.

 

Сейчас, как никогда ранее, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются, прежде всего, в образовании. При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда нужны  специалисты с гибким, творческим мышлением. Образование  должно быть ориентировано на  перспективные задачи, которые стоят перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Изменчивый мир обязывает готовить новые поколения в духе развития творческих инициатив, требует другого специалиста, который мог бы переводить получаемые знания в инновационные технологии, знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний, иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, владеть бы навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации и т.д., то есть специалиста,  способного  применять активность в меняющихся условиях.

В тоже время анализ состояния практики показывает, что развитию творческой активности учащихся в процессе  обучения педагоги не уделяют достаточного внимания, что обусловлено незнанием теории творчества и затруднениями в определении перспективных направлений деятельности, выборе организационных форм и видов деятельности учащихся и студентов.

Традиционная стратегия образования, к основным недостаткам которой следует отнести: сохранение в массовой практике школ репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления; неподготовленность педагогов к работе с одаренными детьми, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями; отсутствие универсальной психолого-педагогической теории развивающего обучения каждою ученика с учетом ею способностей и интересов; снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом, тормозит развитие общих и специальных способностей учащихся.

Таким образом, в социально-педагогическом аспекте актуальность рассматриваемой нами темы определяется необходимостью разрешения противоречия между возрастающими требованиями общества к качеству образования и невозможностью реализовать эти требования в традиционной сложившейся системе образования, когда не создаются адекватные педагогические условия для реализации потенциала саморазвития обучающегося в образовательном процессе. Традиционная система образования транслирует предметные знания из поколения поколение, формируя при этом методологию учения, тогда как самая важная задача школы создать условия для развития ключевых компетенций выпускника, включающих сформированную потребность в образовании на протяжении всей жизни.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности, которую мы рассматриваем как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. В свою очередь для развития творческой активности учащихся необходимо создание условий приближения учащихся к творческому поведению, поэтому творческую активность мы рассматриваем и как продукт творческого взаимодействия учителя или учащихся.

Этой цели служит многоуровневое непрерывное креативное образование, призванное формировать в учебном процессе черты творческой личности обучающегося (креативность, духовность, интеллект, профессионализм, способность к саморазвитию, самодисциплине, самореализации).

Работа по формированию творческой активности начинается с диагностики, цель которой выявить общий уровень сформированности определённый качеств мышления у учащихся, например, всего класса и выделить индивидуальные особенности. После диагностики должна начинаться 

систематическая работа по формированию креативного мышления. Такая работа осуществляется в процессе учебной деятельности как на учебном, так и на специальном подобранном материале.

Основными задачами учебных курсов по развитию творческих способностей являются:

  • Привитие учащимся интереса к предмету;
  • Развитие творческих способностей и мышления у детей, интересующихся определённой сферой науки или деятельности;
  • Обучение учащихся различным формам и видам учебной деятельности, которые, в конечном счёте, определяют способности школьника саморазвиваться и самообучаться, прививают самостоятельность в приобретении знаний и умений, развивают их творческую активность.

С целью формирования креативных способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно - познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности,  использование Фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения - всё это способствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении гипотез решения и их исследований проявляется такая характеристика креативного мышления, как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.

Педагогическая практика убеждает, что развитие творческой активности учащихся происходит более эффективно, если оно опирается на саморазвитие личности. Характерными особенностями творческой активности, по мнению многих исследователей, являются познавательная самостоятельность, овладение способами деятельности. Открытость новому позволяет творческим людям более полно использовать имеющуюся в их распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Важной чертой творческой личности является возможность действовать в условиях неопределенности.

Среди дополнительных возможностей, которые приобретает обучаемый, участвуя в системе различных форм творческого обучения, чаще всего выделяются следующие: умение выходить за рамки содержания и форм стандартного представления учебного материала; дополнительная возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений; возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других учащихся; поиск адекватной для себя творческой среды, образовательного пространства для реализации своих возможностей; возможность иметь несколько учебных планов, курсов, методик, помогающих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и по сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.

Особое внимание в современной методической литературе уделяется развитию творческого мышления одарённых детей. Так Е.А.Зверева (г.Тольятти) выделяет целый ряд требований к программам обучения интеллектуально одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Эти же идеи широко представлены и в зарубежных  исследованиях. Так, например,  по утверждению Дж. Рензулли, содержание учебной программы для одаренных должно иметь следующие особенности: выходить за рамки общепринятой программы; учитывать специфику интересов учащихся; соответствовать их стилю усвоения знаний; не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Интересные результаты дал анализ программы обучения одарённых, разработанной в Университете штата Иллинойс. Она предусматривает: знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; поощрение глубокой проработки выбранной темы; осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями детей; акцентирование сложных видов деятельности и мыслительных процессов на высоком уровне абстракций; большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов; высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; предоставление широких возможностей для приобретения и проявления лидерских способностей; создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Большой интерес также представляют принципы разработки учебных программ американского ученого X. Пассова. По его мнению, учебная программа для одаренных детей должна: развивать продуктивное мышление и практические навыки его применения; приобщать к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию, прививать стремление к приобретению знаний; предусматривать наличие и свободное использование необходимых источников; поощрять инициативу и самостоятельность в учебе; способствовать развитию сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой и культурой. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Следовательно, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что определенные изменения в характере деятельности могут содействовать повышению творческой активности учащихся и в условиях массовой школы.

В современных условиях общеобразовательные учреждения должны не только формировать у учащихся исходные базовые знания, но и развивать умение самостоятельно получать их в дальнейшем. Правильная организация работы учащихся в процессе их познавательной деятельности на уроках поможет сформировать у них прочные, глубокие знания, развить познавательную активность и умственные способности.

Процесс обучения в школе сложный и многогранный. Он включает в себя как собственно учебную деятельность, формирующую базовые знания, умения и навыки, так и творческую деятельность, способствующую развитию индивидуальных способностей учащихся. Необходимы новые концепции школьного образования, направленные на развитие школьника как здоровой личности и творческой индивидуальности.

К важнейшим задачам современного общего образования в школах РФ можно отнести:

  • развитие у учащихся навыков организации своей деятельности - определения ее цели и  задачи, выбора средств реализации и применения их на практике, взаимодействия с другими людьми в  достижении общих целей, оценивания достигнутых результатов;
  •  развития у учащихся навыков объяснения явлений действительности, т.е. выделение их существенных признаков, систематизация и обобщение, установка причинно-следственных связей, оценивание их значимости;
  •  развитие у учащихся навыков ориентирования в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
  •  развитие у учащихся навыков решения проблем, связанных с выполнением человеком определенной социальной роли, формирование способности анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
  •  подготовка учащихся к профессиональному выбору, т.е. развитие навыков ориентирования в мире профессий, в ситуации на рынке труда в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовка к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, формирование знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определенного профиля;
  •  формирование у учащихся ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

             Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие творческой активности учащихся будет осуществляться, на наш взгляд, более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:

  •  совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;
  •  реализуются идеи профильного обучения, посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности учащихся;
  •  организовано сотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и учащихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Стимулирование мотивации оценкой

 

Оценка выступает исключительно как позитивное поощрение школьника за его успехи. При этом на смену 5-ти балльной системе вводится новая шкала оценок, не имеющая предела. Нет предела совершенству. /Например, ребенок читает 40 слов в минуту - 4, 50 слов - 5, 60 слов - 6, 70 слов - 7 и т.д. /

Метод рангов /со 2 класса/

 

Основные задачи, решаемые данной технологией - научить детей учиться, развить их самостоятельность, стремление к самообразованию

Этапы:

  • Входная педагогическая диагностика актуального уровня обученности.
  •  Индивидуальная программа. Каждому учащемуся выдается Лист, где отражен его уровень знаний по предмету в начале учебного года и перспективы на конец года. Траектория индивидуального развития разделена на уровни /ранги/. Каждый ребенок в начале учебного года находится на первом уровне и продвигается дальше. Отличительной особенностью этой технологии является то, что здесь нет сильных и слабых. Реальные результаты отражены в сводной карте педагогов и эти сведения не разглашаются, чтобы не унижать детей, сравнивая их успехи друг с другом. У каждого школьника в Листе отражается лишь его индивидуальный темп продвижения.  Это мощный механизм стимулирования учебной мотивации и развития познавательной потребности.
  •  Индивидуальный пакет документов. Предметы по интересам. Учащиеся сами выбирают предметы, которым они отдают предпочтение и желают изучать углубленно. Им выдаются программы для самостоятельного изучения, которые включают объяснительный материал, набор тренировочных упражнений и практических заданий, контрольную работу /с ответами/ После изучения темы школьники сами выставляют зеленой пастой себе оценку /позиция самоучителя/ и в случае успешного освоения раздела, сдают зачет учителю. После этого они переходят на следующий уровень.

 

Уроки-игры

 

Основные задачи этой технологии - эмоциональная включенность, переживание состояния азарта и успеха в учебной деятельности.

При разработке этой технологии творческой группой Ю.Б.Гатанова были проанализированы критерии хорошей игры. Игра предполагает:

  •  Возможность блеснуть перед товарищами своими способностями:
  •  Совершить необычные или рискованные действия:
  •  Проявить нестандартный подход
  •  В игре не ограничивается, а поощряется движение игроков, их успех
  •  Игра предполагает ясные и достижимые цели и различные варианты путей их достижения
  •  Каждый игрок имеет возможность выбора стратегии и тактики своих действий, принимает ответственность за успех на себя
  •  В игре существуют четкие правила, и все равны перед ними
  •  Игра предполагает право на риск, у ребенка должно быть право на ошибку
  •  Игровые ситуации моделируются так, что дети вынуждены объединяться, сплачиваться, перенимать опыт друг друга.

Эти принципы заложены в основу педагогической технологии.

 

Этапы:

  •  Выбирается игра, на основе которой строится урок. Дети завлекаются в игру. /Пример: математика - КВН, история - Машина времени, география - Путешествие/
  •  Создание ситуаций для самостоятельного решения поставленной задачи. При этом предоставляется право на ошибку, полная свобода и ответственность.
  •  Создание новой ситуации, требующей объединения детей в группы и использованию группового опыта.
  •  Создание ситуаций азарта и соревнования: индивидуальные задания различного уровня сложности по выбору самих детей.
  •  Вознаграждение за успех /символические призы, баллы и т.п./

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Создание детских государств

 

В основе этой технологии - теория А.Маслоу Иерархия потребностей.

Принципы:

  • самоуправление
  • творческий подход к организации взаимодействия
  •  безоценочность
  •  партнерские отношения

Первый шаг - обеспечение безопасности и психологической комфортности в школе. Например, в младшем школьном возрасте актуальной является потребность ребенка в том, чтобы его не били, не толкали, не унижали, не оскорбляли и т.д. Данная технология позволяет создать такую атмосферу в классном коллективе, где дети будут находить взаимную поддержку друг у друга.

В каждом классе создается государство. Дети сами выбирают законы, защищающие их права и налагающие на них определенные обязанности. Для младших детей воспитателем могут быть предложены для обсуждения следующие законы:

  •  Нельзя драться
  •  Нельзя обзываться.
  •  Нельзя без спроса брать чужие вещи
  •  Нельзя плеваться и т.п.

В случае нарушения законов государства вводятся штрафные санкции /угол, позорный столб и т.п./ Обязательно выбирается государственный аппарат - мальчик и девочка /король и королева, герцог и герцогиня и т.п./, а также председатель суда. Детский суд в составе глав государства и судьи сам решает все конфликты в классе. Важным условием является принятие судом общего единого решения о наказании обвиняемого. При этом решение суда не должно противоречить принятым в государстве законам.

Эта технология работает на следующей закономерности: дети добровольно выполняют те требования, в которых они сами заинтересованы, без какого-либо внешнего педагогического давления

Должности глав государства и судьи - временные, назначаются на срок от двух недель до месяца. Могут быть введены и другие должности по желанию учащихся /полиция, армия и т.п./

Второй этап: создание дружелюбных отношений в классном коллективе. Всем дается задание придумать как сделать так, чтобы жизнь в государстве стала веселой и интересной.

Третий и последующие этапы направлены на удовлетворение потребности ребенка в уважении /предоставление возможности для самореализации/ и духовном росте.

 

                                                                                                       2011 г.


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz