Понедельник, 29.04.2024, 07:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Литература 7 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 7 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в 7 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, создание условий для формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

      Задачи изучения литературы:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

      Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2009 год)

Структура документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 7 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

       Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, преподавание строится по хронологическому принципу, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

       Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умений осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.

      Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

   Обоснование выбора программы.

  Программа под редакцией В.Я.Коровиной, положенная в основу рабочей программы, имеет свои особенности: осуществляется тесная связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Тем самым она в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы, её авторы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие -  читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов следует отвести на каждую тему.

      Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

     Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 7 классе выделяется  70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

        Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 70 учебных часов, в том числе на изучение творчества писателей и теоретических сведений по литературе - 63 час,  на написание сочинений – 6 часов,  на контроль знаний и умений – 1 час.

     Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: беседа, рассказ учителя, обучение чтению,  различные виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные или письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и др.)

                 Технологии обучения.

На уроках литературы используются  элементы различных технологий:

  • - личностно-ориентированной;
  • - технологии  критического мышления;
  • - здоровьесберегающей.

  Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - сравнение и сопоставление;
  • - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
  • - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль;
  • - составление плана;
  • - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям.

   Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  сочинение, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, проверка техники чтения, тест, кроссворд, викторина,  составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который определён в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по литературе для 7 класса. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса содержат следующие компоненты:

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, писать отзывы и сочинения.
  • В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2012.

 рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2014-2015 год.

 

Основное содержание.

(70 часов)

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Знать о влиянии литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Уметь составлять план статьи и пересказывать материал учебника.

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (3 часа)

Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

 

Героический эпос в мировой культуре (1 час)

Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Знать жанры фольклора, жанровые признаки былин.

Уметь  выразительно читать, составлять опорные конспекты.

                                 Древнерусская литература (2 час)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение” Владимира Мономаха

Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Знать жанры древнерусской литературы, особенности жанра «поучение».

Уметь самостоятельно писать поучения на современные темы.

Литература XIX века (35 часов)

А.С. Пушкин  (7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник» (отрывок)

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина.

Повесть «Станционный смотритель».

Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Повесть «Барышня-крестьянка»

Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов (5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Тучи», «Листок».

Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Н.В. Гоголь (8 часов).

Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

И.С. Тургенев (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказы: «Бирюк».

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

А.К.Толстой (2 часа)

Стихотворения: «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром…».

Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.

«Князь Михайло Репнин». «Василий Шибанов»

Историческая тематика и нравственная проблематика в творчестве Толстого.

Н.А. Некрасов (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда»

Поэма «Русские женщины»

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. Толстой (2 часа)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

А.П. Чехов (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Хамелеон», «Злоумышленник»

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.

Родная природа в творчестве поэтов 19 века (2 часа)

Знать биографические сведения писателей 19 века, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев, сравнительную характеристику героев.

 

                             Литература ХХ века (23 часа)

И.А. Бунин (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказы: «Лапти», «Цифры»

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина.  Художественное мастерство Бунина-прозаика.

М. Горький (4 часа)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

В.В. Маяковский (2 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

Л.Н. Андреев (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Кусака»  Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

А.П.Платонов (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Сочинение по рассказам А.Платонова и Л. Андреева.

Б.Л. Пастернак (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…»

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

А.Т.Твардовский (1 час)

Слово о поэте. Стихотворения: «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Е.И.Носов (2 часа)

Слово о писателе.

«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П. Казаков (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Тихое утро»

Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

М.М. Зощенко (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Беда»

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

«Тихая моя Родина» (2 часа)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.Заболоцкий, Н. Рубцов)

Авторская песня (2 час)

Б.Ш. Окуджава (1 ч.)

Слово о поэте

Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс», По смоленской дороге»

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В.С.Высоцкий (1 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Охота на волков», «Я не люблю», «Кони привередливые».

Лирический поэт поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряжённость чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

Контрольное сочинение «Книга, которая мне особенно запомнилась» (2 час)

Знать биографические сведения писателей 20 века, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев, выразительно читать.

Проверка техники чтения (1 час)

                                               Зарубежная литература (4 часа)

Роберт Бёрнс (1 час)

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон

«Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (1 час)

Особенности жанра.

О. Генри (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов»

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Рей Дуглас Брэдбери (1 час)

«Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать биографические сведения зарубежных писателей, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план.

 

Тема

Общее кол-во

 часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р. и контроль

Литература как искусство слова (1 час)

Русский фольклор (3 часа)

Героический эпос в мировой культуре ( 1 час)

Древнерусская литература (2 час)

Литература XIX века (35 часа)

А.С. Пушкин 

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев

А.К.Толстой

Н.А. Некрасов

М.Е. Салтыков-Щедрин

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

Родная природа в творчестве русских поэтов

 Литература ХХ века (24 часа)

И.А. Бунин

М. Горький

В.В. Маяковский

Л.Н. Андреев

А.П.Платонов

Б.Л. Пастернак

А.Т.Твардовский

Е.И.Носов

Ю.П.Казаков

М.М. Зощенко

«Тихая моя родина»

Б.Ш. Окуджава

В.С. Высоцкий

Контрольное сочинение

 Проверка техники чтения

Зарубежная литература (4 часа)

Р. Бёрнс, Д. Байрон.

Японские хокку

О. Генри

Р. Брэдбери

 

1

3

1

2

 

7

5

8

2

2

3

2

2

2

2

 

 

2

4

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

 

1

1

1

1

 

 

1

3

1

2

 

6

4

7

2

2

3

2

2

2

2

 

 

2

4

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

-

-

 

1

1

1

1

 

 

-

-

-

-

 

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

 

 

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

 

-

-

-

-

Всего

70

63

7

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев,
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • писать сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

 

                     Литература для учителя.

 

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.- сост. В.Я.Коровина .- М.: Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я.   Литература: 7 кл..: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2009

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009

4. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «Вако», 2007.

5. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – М.:  Дрофа, 2000

 

                  Литература для обучающихся

 

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-  сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 кл. – М.: Просвещение, 2010

3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 7 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение,    2012

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz