Этапы урока (время)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Формы оценивания
|
Личностные
|
Регулятивные
|
Коммуникативные
|
Познавательные
|
|
1.Орг. момент
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
Готовятся к работе.
|
Положительное отношение к учению
|
|
|
|
|
2. Введение в тему урока.
|
Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.
Задаёт вопросы:
1.О чем грустит поэт?
2.Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?
3.Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?
4.Как он относится к непонятным для вас словам?
5.Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?
|
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы
|
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
|
|
|
|
|
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
1.Взаимопроверка письменного домашнего задания.
2.Задание: найти четвёртое лишнее: (1 слайд)
1)день, земля, бечь, лес, дерево.
2)панёва, солнце, небо, вода.
Задаёт вопрос:
Почему они лишние среди этих слов? (необщеупотребительные)
3.Составьте кластер «Виды слов по сфере употребления»
(2 слайд)
Задаёт вопросы:
Ребята, а с какими необщеупотребительными словами мы ещё не познакомились?
Хотите продолжить знакомство?
|
Проверяют домашнее задание, консультируются с учителем.
Находят «лишнее» слово.
Отвечают на вопрос.
Дети работают в парах, составляют кластеры на специально заготовленных бланках, потом один у доски представляет свою работу.
|
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
|
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
|
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
|
Взаимопроверка
Самопроверка
|
4.Выявление места и причины затруднения
|
1. Послушайте небольшой диалог (3 слайд)
2. Задаёт вопросы:
Всё ли вам было понятно из разговора героев? Почему?
А как мы назовём непонятные слова? Кто догадается? (диалектными)
Правильно. Сформулируйте тему и цель урока. Запишите тему в тетрадь – Диалектизмы
(4 слайд)
3. Словарная работа.
Диалекты (от греч. cлова dialektos) – местное наречие, областной язык.
4. Индивидуальное сообщение о диалектах (презентация заранее подготовленного ученика) (5-6 слайд)
|
Участвуют в инсценировке.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока.
Записывают тему
в тетрадь
Слушают индивидуальное сообщение
|
|
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
|
Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
|
|
|
5.Построение проекта выхода из затруднения
|
Задаёт вопросы:
1.Давайте снова обратимся к диалогу, который инсценировали ребята. О чем же шла речь в разговоре героев? 2.Что нам нужно сделать, чтобы понять значение незнакомых слов?
Задание:
На слайде представлен текст диалога.В нём выделены диалектные слова. Перед вами словари, найдите значение этих слов и запишите в тетрадях.
Прочитайте значение слов.
(7,8,9 слайды)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Работают со словарями по вариантам.
Дети читают значения диалектных слов и сверяют с эталоном (на слайде)
|
|
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения. Пользоваться словарями разных типов.
|
Коллективная проверка
|
6.Музыкальная физкультминутка
|
Звучит народная музыка
|
Дети выполняют движения по тексту песни.
|
|
|
|
|
|
7.Реализация построенного проекта
|
(10 слайд)
Задание: в правом столбике будут записаны слова необщеупотребительные, а в левом общеупотребительные синонимы к ним. Спишите оба столбика и соедините стрелочками эти синонимы. При затруднении обращайтесь к словарю
Сравните свои ответы с правильными: (11 слайд)
|
Выполняют задание.
Сравнивают свои ответы с правильными.
Исправляют неверные ответы, оценивают работу
|
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
|
Объяснять языковые явления. Пользоваться словарями разных типов.
|
Самопроверка, самооценка
|
8.Первичное закрепление во внешней речи.
|
Задание:
Запишите предложения, употребив в речи общеупотребительные и диалектные слова: кочет, певень – петух (1 вариант); утирка, рушник – полотенце (2 вариант)
(12 слайд)
|
Придумывают предложения с необщеупотребительными словами, читают получившиеся предложения
|
|
|
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
|
Коллективная проверка
|
9.Включение в систему знаний и повторение
|
Задание: прочитайте диалектные названия снегопада. (13 слайд)
Какие из этих слов употребляются в нашей местности?
Как вы думаете, почему они так названы?
Придумайте небольшой диалог, употребив в нём эти слова
|
Читают диалектные слова.
Отвечают на вопросы учителя.
Придумывают диалог с необщеупотребительными словами, читают диалоги.
|
|
|
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Создавать тексты заданного стиля и типа.
|
|
Коллективная проверка
|
10.Рефлексия учебной деятельности
|
– Что нового узнали на уроке? Чему научились? (14 слайд)
– Какие трудности встретились?
- Ребята, а где мы с вами можем встретить диалектизмы?
– Дайте самооценку своей работы
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки (после проверки тетрадей)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Ставят себе оценку за работу в классе, основываясь на оценках, поставленных себе в течение урока.
|
Осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком.
|
Способность осуществлять самоконтроль. Способность к самооценке
|
|
|
Самооценка
|
11.Домашнее задание
|
1 уровень– выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)
2 уровень – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.
3 уровень– выучить определение § 16, составить синквейн о диалектных словах (15 слайд)
|
Выбирают для себя уровень и записывают домашнее задание в дневник
|
|
Саморегуляция
|
|
|
|