Воскресенье, 28.04.2024, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Технологическая карта урока по теме "Диалектизмы"

Презентация к уроку - /prezentacija_k_uroku_dialektizmy.pptx

Тема урока -  «Диалектизмы»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

 осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Предметные:

 расширять активный и потенциальный словарный запас на основе усвоения значений диалектизмов; опознавать диалектизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.

Метапредметные:

  • познавательные УУД: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря диалектных слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (кластер), воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;
  • регулятивные УУД: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; саморегуляция;
  • коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий, умение  слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической  формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии – технология критического мышления, игровые, здоровьесберегающие.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.):

  1. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование  межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. school2100.com
  3. festival.1september.ru

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные

 

1.Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Готовятся к работе.

 

Положительное отношение к учению

 

 

 

 

2. Введение в тему урока.

 

Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.

 

Задаёт вопросы:

1.О чем грустит поэт?

2.Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?

3.Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?

4.Как он относится к непонятным для вас словам?

5.Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

 

 

 

 

 

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1.Взаимопроверка письменного домашнего задания.

 

 

2.Задание: найти четвёртое лишнее: (1 слайд)

1)день, земля, бечь, лес, дерево.

2)панёва, солнце, небо, вода.

 Задаёт вопрос:

Почему они лишние  среди этих слов? (необщеупотребительные)

3.Составьте кластер «Виды слов по сфере употребления»

(2 слайд)

Задаёт вопросы:

Ребята, а с какими необщеупотребительными словами мы ещё не познакомились?

Хотите продолжить знакомство?

Проверяют домашнее задание, консультируются с учителем.

Находят «лишнее» слово.

Отвечают на вопрос.

Дети работают в парах, составляют кластеры на специально заготовленных бланках, потом один у доски представляет свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

 

 

 

 

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

4.Выявление места и причины затруднения

 1. Послушайте небольшой диалог (3 слайд)

2. Задаёт вопросы:

Всё ли вам было понятно из разговора героев? Почему?

А как мы назовём непонятные слова? Кто догадается? (диалектными)

Правильно. Сформулируйте тему и цель урока.  Запишите тему в тетрадь – Диалектизмы

 (4 слайд)

3. Словарная работа.

 Диалекты (от греч. cлова dialektos) – местное наречие, областной язык.

4. Индивидуальное сообщение о диалектах (презентация заранее подготовленного ученика) (5-6 слайд)

Участвуют в инсценировке.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют тему урока.

Записывают тему

в тетрадь

 

Слушают индивидуальное сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Владение монологической  формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

 

 

5.Построение проекта выхода из затруднения

Задаёт вопросы:

1.Давайте снова обратимся к диалогу, который инсценировали ребята. О чем же шла речь в разговоре героев? 2.Что нам нужно сделать, чтобы понять значение незнакомых слов?

Задание:

На слайде представлен  текст диалога.В нём выделены диалектные слова. Перед вами словари, найдите значение этих слов и запишите в тетрадях.

Прочитайте значение слов.

 (7,8,9 слайды)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают со словарями по вариантам.

Дети читают значения диалектных слов и сверяют с эталоном (на слайде)

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения. Пользоваться словарями разных типов.

 

 

 

 

Коллективная проверка

6.Музыкальная физкультминутка

Звучит народная музыка

Дети выполняют движения по тексту песни.

 

 

 

 

 

7.Реализация построенного проекта

 (10 слайд)

Задание: в правом столбике будут записаны слова необщеупотребительные, а в левом общеупотребительные синонимы к ним. Спишите оба столбика и соедините стрелочками эти синонимы. При затруднении обращайтесь к словарю

Сравните свои ответы с правильными: (11 слайд)

Выполняют задание.

Сравнивают свои ответы с правильными.

Исправляют неверные ответы, оценивают работу

 

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

Объяснять языковые явления. Пользоваться словарями разных типов.

 

Самопроверка, самооценка

8.Первичное закрепление во внешней речи.

 

Задание:

Запишите предложения, употребив в речи общеупотребительные и диалектные слова: кочет, певень – петух (1 вариант); утирка,  рушник – полотенце (2 вариант)

 (12 слайд)

Придумывают предложения с необщеупотребительными словами, читают получившиеся предложения

 

 

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

Коллективная проверка

9.Включение в систему знаний и повторение

Задание: прочитайте диалектные названия снегопада. (13 слайд)

Какие из этих слов употребляются в нашей местности?

Как вы думаете, почему они так названы?

Придумайте небольшой диалог, употребив в нём эти слова

Читают диалектные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Придумывают диалог с необщеупотребительными словами, читают диалоги.

 

 

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Создавать  тексты заданного стиля и типа. 

 

Коллективная проверка

10.Рефлексия учебной  деятельности

– Что нового узнали на уроке? Чему научились? (14 слайд)

– Какие трудности встретились?

- Ребята, а где мы с вами можем встретить диалектизмы?

– Дайте самооценку своей работы

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки (после проверки тетрадей)

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят себе оценку за работу в классе, основываясь на оценках, поставленных себе в течение урока.

Осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком.

Способность осуществлять самоконтроль. Способность к самооценке

 

 

 

 

Самооценка

11.Домашнее задание

1 уровень– выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)

2 уровень  – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.

3 уровень– выучить определение § 16, составить синквейн о диалектных словах (15 слайд)

 

Выбирают для себя уровень  и записывают домашнее задание в дневник

 

Саморегуляция

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz