Понедельник, 29.04.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Классный час - практикум

Цель: дать учащимся представления о профессиях, по­мочь выявить способности к определенному виду деятель­ности.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей — умение трудиться» (Эзоп).

«Будем трудиться, потому что труд — это отец удоволь­ствия» (Стендаль).

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого» (Жюлъ Верн).

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» — старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессий очень серьезна. Особенно сегодня, когда наше общество всту­пило в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям обществен­ной и экономической жизни. Резко возрастает интенсив­ность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессио­нальный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собствен­ных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятель­ности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, пред­ставители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агро­ном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа.

  1. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
  2. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельнос­ти — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессии относятся учитель, врач, журналист и про­давец.
  3. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
  4. Человек-художественный образ. Людей этого типа от­личает наличие живого образного мышления, художествен­ная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выб­равшему определенный тип деятельности. И это только об­щие требования. Необходимо взвесить и оценить свои спо­собности, помнить, что с возрастом способности к обуче­нию снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов — это и есть призвание. А ведь сколько людей занимаются всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по при­вычке, а кто-то просто потому, что когда-то не очень серь­езно отнесся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считать­ся с физическими особенностями. Поданным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором про­фессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор пре­стижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размерен­ную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творче­ство или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а испол­нительность — плохо. В каждой профессии есть свои особен­ности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьезно. Напишите свои аргумен­ты в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них как бы со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нем знание профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не подда­вайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьезно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профес­сиональном выборе.

  1. Какое значение имеет данная профессия для обще­ства?
  2. Какой труд — автоматизированный, механизирован­ный или ручной в ней используется?
  3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
  4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
  5. Назовите приблизительно заработную плату специали­стов данной профессии.
  6. Предполагает ли данная профессия интенсивное обще­ние с людьми?
  7. Существуют ли к данной профессии медицинские про­тивопоказания?
  8. Какими личными качествами должен обладать предста­витель этой профессии?
  9. Где можно ее получить?

Предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному — положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому — все отрицательные ка­чества профессии, отнестись к данной профессии достаточ­но скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время про­фессия журналиста. Проверим, насколько реально мы мо­жем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встречи с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности в получении образования (например, наличие пе­чатных работ);

большая ответственность;

'нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день;

постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситу­ацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к ка­кому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1.    Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2.   Из трех подарков ты предпочел бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3.   Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями:

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.   Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу,
то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь де­лом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5.   В свое свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» — 2, «в» — 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятель­ность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопи-томнике или на собственной ферме, специальность програм­миста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши от­веты показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам достав­ляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте — вам крупно повезло. Вы относи­тесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длитель­ное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова заду­майтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительно­му, легко вступающему в контакт, отказываться от воз­можности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой ауди­торией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а на­брал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напроро­чил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказывать­ся от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застен­чивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным — учиться внимательно слу­шать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профес­сии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

 

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz