Воскресенье, 28.04.2024, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла "Типы и структура уроков по новым ФГОС"

27.08.2014

Презентация к выступлению  -    /struktura_urokov_po_fgos.pptx

1 слайд. Тема моего выступления - «Типы и структура уроков по новым ФГОС»

 

2 слайд.  «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                        

  К.Д. Ушинский.

 

3 слайд.  Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

 В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  

 

4 слайд.  Основа нового стандарта – системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества;
  • развитие личности учащихся;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических способностейобучающихся.

Системно-деятельностный подход - это учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

  • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; 
  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.  

 

 

5  слайд. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

  • учебная задача;
  • учебные действия;
  • действия самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность -  самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм  (Как?).

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).

Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).

 

6 слайд. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

 

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

 

Каждый тип урока имеет свою структуру.

 

7 – 10 слайды.  УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления знаний)

1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности (организационный момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое они самостоятельно фиксируют.

 

3. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения).

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют, фиксируют и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой ими цели деятельности, а также формулировкой (или уточнением) темы урока.

 

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

На данном этапе учитель организует выбор детьми метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверку ими гипотез с использованием предметных моделей и схем. После построения и обоснования нового способа действий полученный материал озвучивается и фиксируется вербально, в схемах и знаках в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.

 

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с программированием установленного алгоритма во внешней речи.

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая со специальным эталоном (опорным сигналом) для самопроверки и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению обу4чающихся в дальнейшую познавательную деятельность.

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

 

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

 

 

            На этом уроке обеспечивается повышение качества усвоения знаний и развитие познавательных способностей обучающихся, поскольку данный вариант организации урока включает в себя теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

 

11 слайд. Соотношение  некоторых этапов  данного урока и УУД

 

№ п/п

этап урока

УУД

1

Мотивация  к учебной деятельности

Коммуникативные

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Познавательные

3

Выявление места и причины затруднения

Познавательные (общеучебные)

4

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные (постановка и решение проблемы)

5

Физкультминутка или пауза психологической разгрузки

 

6

Реализация построенного проекта

Познавательные (логические)

7

Первичное закрепление во внешней речи.

 

Познавательные

8

Включение в систему знаний и повторение

Познавательные (общеучебные)

9

Рефлексия учебной  деятельности

Регулятивные

 

 

 

 

12 – 16 слайды. УЗЗВУ

Основные цели:

повторение и закрепление учебного материала;

формирование способностей к рефлексии собственной деятельности.

Структура данного урока:

1.Самоопределение  к деятельности.

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

 

2.Актуализация знаний.

Организуется повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов (правил), свойств – с фиксацией соответствующих опорных сигналов (эталонов)

Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности обучающихся).

Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

 

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке проблемы).

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действия требуют уточнения. Этап завершается указанием способов действий, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

 

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

Пошагово применяя опорные сигналы (эталоны), соответствующие зафиксированным способам действий, учащиеся выявляют, в чём именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.) и исправляют их на основе правильного применения опорных сигналов (эталонов).

 

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).

Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий, вызывающих затруднение.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (опорному сигналу).

Каждый обучающийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует в знакомой форме результат деятельности.

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

При положительном результате деятельности на предыдущем этапе, учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. при отрицательном – учащиеся повторяют этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

 

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

 

 

17 слайд. Алгоритм конструирования урока рефлексии (УЗЗВУ) – для учителя:

 

  • Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  • Составление списка способов действий – понятий, алгоритмов (правил), свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  • Подбор заданий для самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий.
  • Проектирование с обучающимися  способа повторения и фиксации выбранных понятий и правил.
  • Конструирование диалога по постановке проблемы.
  • Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибки (подбор для них заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  • Конструирование диалога по  построению проекта выхода из затруднения.
  • Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  • Выбор задания для этапа повторения.
  • Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Определение способа проведения этой рефлексии.

 

18 слайд. Таким образом, технологическая карта урока по новым ФГОС (вместо привычного дня нас плана урока) выглядит так:

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

1.

Учебный предмет, класс

 

2.

Тема занятия/урока

 

 

 

3.

Цель занятия/урока

 

 

 

 

4.

Ожидаемый результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

 

 

5.

Оборудование и материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для педагога

Для обучающихся

 

 

 

19 слайд.                                  Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель-результат

Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)

 

 

 

 

 

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

(создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

 

 

 

 

 

Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями

 

 

 

 

 

Открытие нового (знания, способа действия)

Работа по учебнику

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ

Обсуждение (возможно в парах, группах)

Формулирование вариантов выводов

Обобщение

 

 

 

 

 

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Включение будущего нового материала

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом.

 

 

 

 

 

 

 

20 слайд. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания

 

21 слайд. Сущность  реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

 

22 - 23 слайды.  В заключение хотелось бы добавить, что наше календарно-тематическое планирование уроков по новым ФГОС должно выглядеть приблизительно так:

 

№ п/п

Тема урока

Кол час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Виды контроля

УУД

Дата проведения

запланир.

фактич.

32

Корни с чередованием

1

УЗЗВУ

Написание гласных е-и и о-а в корнях с чередованием.

Знать  перечень  корней  с  чередованием; 

Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

 

 

Текущий контроль

Познавательные

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Личностные

Стремление  к совершенствованию собственной речи устной и письменной.

 

 

 

 

18

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1

УЗЗВУ

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение

 

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Текущий, выразительное чтение наизусть.

Регулятивная: определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

Познавательные: ориентировка в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

 

 

 

 

                                

 

24 слайд.   Литература:

1.Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

4.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/21/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa

5.http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/tipy-urokov-po-fgos.html

 

25 слайд                          Творческих успехов!

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz