Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла "Типы и структура уроков по новым ФГОС"27.08.2014 Презентация к выступлению - /struktura_urokov_po_fgos.pptx 1 слайд. Тема моего выступления - «Типы и структура уроков по новым ФГОС»
2 слайд. «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д. Ушинский.
3 слайд. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
4 слайд. Основа нового стандарта – системно-деятельностный подход, который предполагает:
Системно-деятельностный подход - это учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
5 слайд. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?). Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?). Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?). Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
6 слайд. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений УКИЗ – урок комплексного использования знаний УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний
Каждый тип урока имеет свою структуру.
7 – 10 слайды. УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления знаний) 1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности (организационный момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое они самостоятельно фиксируют.
3. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют, фиксируют и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой ими цели деятельности, а также формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). На данном этапе учитель организует выбор детьми метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверку ими гипотез с использованием предметных моделей и схем. После построения и обоснования нового способа действий полученный материал озвучивается и фиксируется вербально, в схемах и знаках в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.
5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с программированием установленного алгоритма во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая со специальным эталоном (опорным сигналом) для самопроверки и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению обу4чающихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
На этом уроке обеспечивается повышение качества усвоения знаний и развитие познавательных способностей обучающихся, поскольку данный вариант организации урока включает в себя теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
11 слайд. Соотношение некоторых этапов данного урока и УУД
12 – 16 слайды. УЗЗВУ Основные цели: повторение и закрепление учебного материала; формирование способностей к рефлексии собственной деятельности. Структура данного урока: 1.Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
2.Актуализация знаний. Организуется повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов (правил), свойств – с фиксацией соответствующих опорных сигналов (эталонов) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности обучающихся). Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке проблемы). Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действия требуют уточнения. Этап завершается указанием способов действий, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя опорные сигналы (эталоны), соответствующие зафиксированным способам действий, учащиеся выявляют, в чём именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.) и исправляют их на основе правильного применения опорных сигналов (эталонов).
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий, вызывающих затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (опорному сигналу). Каждый обучающийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует в знакомой форме результат деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе, учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. при отрицательном – учащиеся повторяют этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
17 слайд. Алгоритм конструирования урока рефлексии (УЗЗВУ) – для учителя:
18 слайд. Таким образом, технологическая карта урока по новым ФГОС (вместо привычного дня нас плана урока) выглядит так: Технологическая карта урока
19 слайд. Основные этапы и виды деятельности
20 слайд. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
21 слайд. Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
22 - 23 слайды. В заключение хотелось бы добавить, что наше календарно-тематическое планирование уроков по новым ФГОС должно выглядеть приблизительно так:
24 слайд. Литература: 1.Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г. 2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. 4.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/21/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa 5.http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/tipy-urokov-po-fgos.html
25 слайд Творческих успехов!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||