Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Русский язык 8 классПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения русскому языку в 8 классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального уровеня образованности и ключевых компетенций школьников с целью их самоопределения в современном мире. Задачи:
Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основании
Структура документа. Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 8 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план. Рабочая программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Обоснование выбора программы. Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы. Изменения, внесённые при разработке рабочей программы. Изменений при разработке рабочей программы не внесено. Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В 8 классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю). Информация о количестве часов. Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 105 часов, в том числе на изучение теоретических сведений - 82 часа, на развитие речи - 14 часов, на контроль знаний и умений – 9 часов. Формы организации учебного процесса. Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий. Технологии обучения. На уроках русского языка используются элементы различных технологий:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:
Виды и формы контроля. Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение, учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 8 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 8 класса и содержат следующие компоненты:
Информация об используемом учебнике. Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко – М.: Просвещение, 2012 г., допущенный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2012-2013 год. Основное содержание (105 часа) Функции русского языка в современном мире (1 ч) Знать: общие сведения о языке, функции языка в современном мире. Уметь: рассказывать о роли языка в жизни человека и общества, выделять функции языка в современном мире. Повторение пройденного в 5-7 классах (7 ч + 2 ч) -Фонетика. Орфоэпия. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Фонетическая транскрипция. Связь фонетики с графикой и орфографией. - Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основные способы образования слов. - Лексикология и фразеология. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. - Морфология. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. - Орфография. Повторение основных орфограмм. Контрольный диктант по теме «Повторение в начале учебного года» Знать: орфографические правила, части речи и их морфологические признаки. Уметь: объяснять особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Синтаксис (73 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание (3 ч.) Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Знать: основные признаки словосочетания, типы связи слов в словосочетании. Уметь: выполнять разбор словосочетаний, находить различные типы словосочетаний в предложениях и текстах. Простое предложение. Главные члены предложения (12ч. +1 ч.) Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Контрольный диктант по теме «Сказуемое» Второстепенные члены предложения (8ч.+3ч.) Определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения». Односоставные предложения (12ч.+2ч.) Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» Предложения с однородными членами (9ч.+2ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» Предложения с обособленными членами (17ч.+2ч.) Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (10ч.) Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». Способы передачи чужой речи (5ч.+2ч.) Прямая и косвенная речь. Цитата. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Знать: синтаксическую структуру простого предложения, правила постановки знаков препинания при возможных осложнениях предложений. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения, правильно ставить знаки препинания внутри него, заменять предложения с прямой речью на предложения с косвенной речью Повторение изученного в 8 классе (7ч.) Словосочетание. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями и вводными словами. Итоговый диктант за курс 8 класса. Анализ диктанта.
Учебно-тематический план.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса на конец учебного года. В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература для учителя.
1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов – М.: Просвещение, 2012 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005 3. А.Б.Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008 4. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов / Сост. В.В.Андросова, Е.А.Стогний. – Ростов н\Д: Феникс, Донецк: Издательский дом «Кредо», 2008 5. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008 6. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009 Литература для обучающихся.
1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов – М.: Просвещение, 2012 2. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие / З.Д.Зольдин, В.Н.Светлышева. – М.: Дрофа, 2002 3. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русс.яз.: 8 кл.: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2006 4. Соловьёва Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка \ Н.Н.Соловьёва. – М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008.
Т. – текущий контроль, Тем. – тематический, И. – итоговый.
|