Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Русский язык 7 классПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения русскому языку в 7 классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального уровеня образованности и ключевых компетенций школьников с целью их самоопределения в современном мире. Задачи:
Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основании
Структура документа. Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 7 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план. Рабочая программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Обоснование выбора программы. Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы. Изменения, внесённые при разработке рабочей программы. Изменений при разработке рабочей программы не внесено. Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В 7 классе выделяется 140 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю). Информация о количестве часов. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 140 часов, в том числе на изучение теоретических сведений - 110 часов, на развитие речи - 22 часа, на контроль знаний и умений – 8 часов. Формы организации учебного процесса. Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий. Технологии обучения. На уроках русского языка используются элементы различных технологий:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:
Виды и формы контроля. Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение, учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 7 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 7 класса и содержат следующие компоненты:
Информация об используемом учебнике. Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012г., рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2012-2013 год.
Основное содержание. (140 часов) Русский язык как развивающееся явление (1 ч) Знать о русском языке как развивающемся явлении. Уметь составлять план и рассказывать о русском языке как развивающемся явлении.. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8 ч + 3 ч) Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов. Пунктуация при прямой речи и диалоге, внутри простого предложения, между частями сложного. Разделы науки о языке. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»
Знать материал, изученный в 5-6 классах. Уметь грамотно писать орфограммы, правильно ставить знаки препинания, выпонять разные виды разборов. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Причастие (26 ч + 5 ч) Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Контрольный диктант по теме «Причастие»
Знать способы образования и правила правописания причастий. Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения причастным оборотом, выполнять морфологический разбор причастия.
Деепричастие (10 ч + 2 ч) Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Рассказ по картине. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Знать способы образования и правила написания деепричастий. Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом, выполнять морфологический разбор деепричастия.
Наречие (20 ч + 4 ч) Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные й раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Контрольный диктант по теме «Наречие» Знать правила написания наречий. Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы, выполнять морфологический разбор наречия. Категория состояния (3 ч + 2 ч) Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Знать морфологические признаки категории состояния. Уметь отличать её от наречий. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч) Предлог (11 ч) Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Контрольный диктант по теме «Предлог» Знать морфологические признаки и правила написания производных предлогов. Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, уметь пользоваться в речи предлогами-синонимами, выполнять морфологический разбор предлога.
Союз (12 ч + 2 ч) Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Контрольный диктант по теме «Союз» Знать морфологические признаки и правила написания союзов зато, тоже, чтобы. Уметь пользоваться в речи союзами-синонимами, ставить знаки препинания в предложениях с союзами, выполнять морфологический разбор союза. Частица (14 ч + 2 ч) Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Рассказ по данному сюжету. Контрольный диктант по теме «Частица» Знать разряды частиц, правила написания не и ни с различными частями речи. Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами, выполнять морфологический разбор частицы.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч +2 ч) I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Знать звукоподражательные слова и их отличие от междометий, правила постановки знаков препинания при междометиях. Уметь выразительно читать предложения с междометиями. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (11 ч ) Повторение изученных орфограмм, морфологических признаков изученных в 7 классе частей речи, разделов лингвистики, правил синтаксического, морфологического, фонетического, словообразовательного, морфемного разборов. Итоговый диктант за курс 7 класса. Знать изученный материал. Уметь применять изученные орфограммы на письме, правильно ставить знаки препинания, выполнять разные виды разборов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
|
||||||||||||||||