Понедельник, 29.04.2024, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Русский язык 7 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения русскому языку в 7  классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального  уровеня образованности  и  ключевых  компетенций  школьников  с целью   их самоопределения  в современном  мире. 

 Задачи:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
  •  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по русскому языку для 7  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

Структура документа.

Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 7 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

Рабочая программа содержит  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Обоснование выбора программы.

Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы.

 Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В 7 классе выделяется 140 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 7  класса рассчитана на  140 часов, в том числе на изучение теоретических сведений  - 110 часов, на развитие речи - 22 часа, на контроль знаний и умений – 8  часов.

 Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий.  

Технологии обучения.

 На уроках русского языка используются элементы различных технологий:

  • - проблемного обучения;
  • - личностно-ориентированной;
  • - здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

      Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной и устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из разных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся  7 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 7 класса и содержат следующие компоненты:

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
  • выделена также группа компетенций, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012г.,

рекомендованный Министерством образования и науки  к использованию в ОУ на 2012-2013 год.

 

Основное содержание.

(140 часов)

Русский язык как развивающееся явление (1  ч)

Знать о русском языке как развивающемся явлении.

Уметь составлять план и рассказывать о русском языке как развивающемся явлении..

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ

(8 ч + 3 ч)

Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов.

Пунктуация при прямой речи и диалоге, внутри простого предложения, между частями сложного.

Разделы науки о языке.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

 Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»

 

Знать материал, изученный в 5-6 классах.

Уметь грамотно писать орфограммы, правильно ставить знаки препинания, выпонять разные виды разборов.

                                   МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

(26 ч + 5 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI  классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Контрольный диктант по теме «Причастие»

 

Знать способы образования и правила правописания причастий.

Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страда­тельных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния причастным оборотом, выполнять морфологический разбор причастия.

 

Деепричастие

(10 ч + 2 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида  и их образование. Не с деепричастиями.

Рассказ по картине.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

 

Знать способы образования и правила написания деепричастий.

Уметь правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом, выполнять морфологический разбор деепричастия.

 

Наречие

(20 ч + 4 ч)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна  и две буквы и  в наречиях на и -е.

Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные й раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Знать правила написания наречий.

Уметь правильно ставить ударение в наречиях,  использовать в речи  наречия-синонимы и антонимы, выполнять морфологический разбор наречия.

Категория состояния

(3 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы.

 

Знать морфологические признаки категории состояния.

Уметь отличать её  от наре­чий.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1  ч)

Предлог

(11  ч)

       Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Знать морфологические признаки и правила написания производных предлогов.

Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из,  правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, уметь пользоваться в речи предлогами-синонимами, выполнять морфологический разбор предлога.

 

Союз

(12 ч + 2 ч)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми  и союза также от наречия так с частицей же.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Контрольный диктант по теме «Союз»

Знать  морфологические признаки и правила написания союзов зато, тоже, чтобы.

Уметь пользоваться в речи союзами-синонимами, ставить знаки препинания в предложениях с союзами, выполнять морфологический разбор союза.

Частица

(14 ч + 2 ч)

    Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Рассказ по данному сюжету.

Контрольный диктант по теме «Частица»

Знать разряды частиц, правила написания не и ни с различными частями речи.

Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами, выполнять морфологический разбор частицы.

 

Междометие. Звукоподражательные слова

(2 ч +2 ч)

I.  Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова  и   их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

 

Знать звукоподражательные слова  и   их отличие от  междометий, правила постановки знаков препинания при междометиях.

Уметь   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(11 ч )

Повторение изученных орфограмм, морфологических признаков изученных в 7 классе частей речи,  разделов лингвистики, правил синтаксического, морфологического, фонетического, словообразовательного, морфемного разборов.

   Итоговый диктант за курс 7 класса.

Знать изученный материал.

Уметь применять изученные орфограммы на письме, правильно ставить знаки препинания, выполнять разные виды разборов.

 

 

                                                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                               Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р.

Кол-во часов на

контроль

Русский язык  как развивающееся явление.

Повторение изученного в5-6 классах.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие.

Категория состояния.

Предлог.

Союз.

Частица.

Междометие. Звукоподражательные слова

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

1

11

31

12

24

5

11

14

16

4

11

1

7

25

9

19

3

10

11

13

2

10

-

3

5

2

4

2

-

2

2

2

-

-

1

1

1

1

-

1

1

1

-

1

ВСЕГО

140

110

22

8

                                          

 

                                                         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

 

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

                     Литература для учителя.

 

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

3. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В.В.Андросова, Е.А.Стогний. – Ростов н\Д: Феникс, Донецк: Издательский дом «Кредо», 2006

5. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008

6. Русский язык. 7 класс: поурочные планы к учебнику М.Т.Баранова и др. / автор-составитель  С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для обучающихся.

 

1. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,   Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012

2. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие / З.Д.Зольдин, В.Н.Светлышева. – М.: Дрофа, 2002

3. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русс.яз.: 7 кл.: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2009

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz