Понедельник, 29.04.2024, 02:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Русский язык 5 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения русскому языку в 5  классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального  уровеня образованности  и  ключевых  компетенций  школьников  с целью   их самоопределения  в современном  мире. 

 Задачи:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
  •  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по русскому языку для 5  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

Структура документа.

Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 5 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

Рабочая программа содержит  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Обоснование выбора программы.

Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы.

 Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В 5 классе выделяется 210 часов (из расчёта 6 учебных часов в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 5  класса рассчитана на  210 часов, в том числе на изучение теоретических сведений  -  162 часа, на  развитие речи -  38 часов,  на контроль знаний и умений –  10  часов.

 Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий.  

Технологии обучения.

 На уроках русского языка используются элементы различных технологий:

  • - проблемного обучения;
  • - личностно-ориентированной;
  • - здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

      Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной и устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из разных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся  5 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 5 класса и содержат следующие компоненты:

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
  • выделена также группа компетенций, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013 г., рекомендованный Министерством образования и науки  к использованию в ОУ на 2013-2014 год.

 

 

Основное содержание.

(210 часов)

                                                                                                                                                                                                                                                                     Общие сведения о языке (3 ч)

Роль языка в жизни человека и общества.

Наука о русском языке и ее основные разделы.

Знать: общие сведения о языке, разделы науки о языке.

Уметь: рассказывать роли языка в жизни человека и общества, распределять единицы языка соответственно разделам, в которых они изучаются.

 

Повторение изученного в 1-4 классах (22 ч + 6 ч)

I.  Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и соглас­ных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существитель­ных. Буква ь на  конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения  1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); пра­вописание гласных в личных окончаниях наиболее употребитель­ных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственно­го числа глаголов. Правописание -тся и –ться  раздельное напи­сание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II.  Текст. Тема текста. Стили.

   Диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корнях»

   Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»

Знать повторенный материал.

Уметь применять изученные орфограммы на письме.

                                                                                                                                                                                                                                                    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 +5 ч.)

Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,        диалоге, при однородных членах.

          Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Простое предложение.

Синтаксическая структура простого предложения.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. 

Сложное предложение.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Диалог.

       Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Знать: типы простых предложений, основные пунктуационные правила (знаки препинания при однородных членах, обращении, прямой речи, диалоге, в сложном предложении).

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого и сложного предложения.

                                                                                                                                                                                                                                                      Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (14 +3 ч.)

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

          Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.

          Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах и некоторых формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Контрольный диктант «Фонетика, графика, орфоэпия».

Знать: о фонетике, графике и орфоэпии как разделах науки о языке, о системе гласных и согласных звуков.

Уметь: применение знания по фонетике в практике правописания, использовать орфоэпические словари в повседневной жизни

                                                                                                                                                                                                                                                    Лексика. Культура речи.(9 +2 ч.)

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово – основная единица языка. Отличие слов от других языковых единиц языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка.

Синонимы. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданных повторов.

Антонимы. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

 Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов.

          Контрольный диктант по теме «Лексика»

Знать: о лексикологии как разделе науки о языке, синонимы, антонимы, омонимы.

Уметь: работать со словарями, использовать синонимы, антонимы в собственных высказываниях устных и письменных.

Морфемика. Орфография. Культура речи. (24 +5 ч.)

Морфемика как раздел науки о языке.

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс.  Чередование звуков в корнях слов. Варианты морфем.

Морфемные словари русского языка.

           Контрольный диктант по теме «Морфемика.».

Знать: виды морфем, чередование звуков в корнях.

Уметь: членить слова на морфемы, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

Морфология. Орфография. Культура речи. (50 +15ч.)

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.

 

Имя существительное (18 +4 ч)

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные. Род как постоянный признак существительного. Число имён существительных. Существительные, имеющие только форму единственного числа или только форму множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имён существительных. Правильное употребление имён существительных в речи.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (9+2 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Род, число, падеж имён прилагательных, их зависимость от существительного. Полные и краткие прилагательные. Правильное употребление прилагательных в речи.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Глагол (22+6 ч.)

Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Спряжение глаголов. Лицо и число. Правильное употребление глаголов в речи.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Знать: части речи и их морфологические признаки.

Уметь: различать части речи, определять морфологические признаки, правильно писать  в соответствии с орфографическими нормами.

 Повторение и систематизация изученного в 5 классе (15 + 5 ч)

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках слов. Орфограммы в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление Ь и Ъ. Раздельные написания. Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи. Лингвистический анализ текста.

Итоговый диктант за курс 5 класса.

Знать изученные в 5 классе орфограммы.

Уметь применять их на письме.

Учебно-тематический план.

 

                                               Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р.

Кол-во часов на

контроль

Общие сведения о языке.

Повторение изученного в 1-4 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Лексика. Культура речи.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

    3 

    28

    40

    17

    11

    29

 

    1

    22

    11  

    28

    20

    3

    20

    34

    13

     8

    23

 

    1

    17

    8

    21

    14

    -

    6

    5

    3

    2

    5

 

    -

    4

    2

    6

    5

    -

    2

    1

    1

    1

    1

 

    -

    1

    1

    1

    1

Всего

    210

    162

    38

    10


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz