Понедельник, 29.04.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Технологическая карта урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Учитель: Беляева Ольга Валентиновна

Предмет - русский язык

Класс - 5И

Тема урока  - «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Тип урока урок - изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Предметные:

находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, группировать.
  • Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, свободно излагать свои мысли, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Технологии и техники - проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.):

  1. school2100.com
  2. festival.1september.ru
  3. http://zvonoknaurok.ru/load/russkij_jazyk/konspekty_urokov/urok_russkogo_jazyka_v_5_klasse_quot_imena_sushhestvitelnye_imejushhie_formu_tolko_edinstvennogo_chisla_quot/3-1-0-4571

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные

 

1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Психологический настрой:

- Позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело.
 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются.

 

Дети повторяют слова за учителем.

 

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

Вербальное

2.Этап контроля усвоенных знаний 

(8 мин.)

 

Предлагает решить кроссворд и назвать ключевое слово –любимое для учащихся.

(см.: Приложение1)

Задаёт вопросы:

- Что общего у всех восьми слов? (Они имеют форму только множественного числа.)

- Что вы узнали нового о числе имён существительных на прошлом уроке?

Взаимопроверка домашнего упражнения

 

Учитель даёт лексическое значение слов, ученики отгадывают.

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют домашнее задание, оценивают друг друга.

 

 

Умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Осуществлять взаимный контроль и и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать общность объектов. 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

(7 мин.)

Учитель предлагает записать к данным словам однокоренные существительные:

активный, безвкусный, вообразить, горизонтальный, лиственный

молочный, железный, пассивный.

Учитель задаёт вопросы ученику, работающему у доски:

–  Обозначьте орфограммы. Какие это орфограммы?

– Найдите среди записанных слов антонимы.

Учитель задаёт вопросы всему классу:

– Попробуйте образовать от записанных слов форму множественного числа. Что вы заметили?

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 

Записывают слова в тетрадь, образуют от них существительные (один человек работает у доски)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему

в тетрадь.

 

 

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

 

Формулирование познавательной цели.

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальное

4.Изучение нового

(3 мин)

Учитель предлагает открыть учебник и познакомиться с параграфом 94.

Читают теоретические сведения, выполняют устно задание упр.514

 

 

 

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

Вербальное

5.Первичное усвоение новых знаний

(10 мин.)

Учитель предлагает решить проектную задачу: распределить слова на 4 группы и сделать вывод: что обозначают существительные, употребляющиеся только в единственном числе.

(См.: Приложение 2)

Учитель предлагает составьте схему-опору по теме урока. Сравните с образцом. (См. материал предметного диска – схему-опору «Имена существительные, имеющие только форму ед.ч.»)

Решают проектную задачу в группах. Представляют свои результаты, сравнивают ответы, обсуждая, приходят к общему выводу.

 

 

 

 

 

Составляют схему – опору, сравнивают с образцом.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

6.Физкультминутка

(1 мин)

См.: Приложение 3.

Выполняют движения.

 

 

 

 

 

7.Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

(5 мин.)

Учитель предлагает из текста (текст проецируется на экране) выписать имена существительные в два столбика: те, которые имеют только единственное число, и те, которые имеют только множественное число

(См.: Приложение 4)

 

Выписывают слова, распределяя их по столбикам. Сравнивают с эталоном (представлен на экране)

 

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

Объяснять языковые явления.

Самооценка

8.Обобщение и систематизация

( 4 мин.)

Учитель предлагает ребятам  разбиться на четыре группы. Задание 1 и 3 группам: вспомнить названия 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч., и составить предложение по схеме  О,О,О и О – это рабочие инструменты.

Задание 2 и 4 группам: вспомнить  «вкусные» сущ. и «подать» их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О,О,О и О – это наш любимый завтрак.

 

Придумывают предложения

Примерные ответы.

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - …

Молоко, творог, сметана и редис-…

 

Развивать языковые и  творческие способности.

 

 

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

Вербальное

10.Рефлексия учебной  деятельности (3 мин.)

Учитель говорит:

- Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.

Проведите рефлексию в паре, используя клише.

 

Клише при рефлексии:

1.Что мне удается?

2.Что мне не удается?

3.Что ты мне посоветуешь?

 

 

 

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)

Способность осуществлять самоконтроль, соотносить цели и результаты своей деятельности.

 Способность к самооценке

 

 

 

 

Самооценка

11. Домашнее задание

 (3 мин.)

П. 94 выучить, 1 уровень - упр. 517 (распределить слова по группам) 2 уровень (полутворческий) -  упр. 516 (составить предложения по заданию учебника)

Выбирают для себя уровень  и записывают домашнее задание в дневник

 

Саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1) Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке. (Консервы.)

2) Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие. (Ворота.)

3) Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что­нибудь. (Деньги.)

4) Приспособление, употреблямое для того, чтобы лучше видеть или защищать глаза от чего­либо. (Очки.)

5) Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии. (Брюки.)

6) Промежуток времени в 24 часа. (Сутки.)

7) Специальная жидкость, которой пишут. (Чернила.)

8) Прибор для определения времени. (Часы.)

                                                                                (Т.В. Старкина)

Приложение 2

Распределить слова на 4 группы:

1.Вещественные:

2. Отвлеченные:
3. Собирательные:
4. Собственные:

Молоко, Урал, краснота, учительств, Кавказ, кулачество, сметана, бензин, любовь, журнал «Крокодил», боярство, доброта, Электросталь, керосин, кефир, листва, дружба,  строгость.
 

Приложение 3.

Учитель предлагает расслабиться детям.

-Когда вы услышите существительные, которые употребляются только во множественном числе, -  поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите существительные, которые употребляются только в единственном числе, -  присядьте на корточки. Когда я назову существительные, которые имеют оба числа,  имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола.

 

Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

 

Приложение 4.

Задание: выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

Во второй столбик - дрожжи, сливки.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz