Понедельник, 29.04.2024, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Литература 5 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 5 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в 5 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, создание условий для формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

      Задачи изучения литературы:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

      Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 5  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2009 год)

Структура документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 5 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

       Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, преподавание строится по хронологическому принципу, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

       Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умений осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.

      Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

   Обоснование выбора программы.

  Программа под редакцией В.Я.Коровиной, положенная в основу рабочей программы, имеет свои особенности: осуществляется тесная связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Тем самым она в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы, её авторы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие -  читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов следует отвести на каждую тему.

  Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

 Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5 классе выделяется  70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

 Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на  70 учебных часов, в том числе на изучение творчества писателей и теоретических сведений по литературе - 64 часа,  на написание сочинений  и контроль знаний и умений – 6 часов.

Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: беседа, рассказ учителя, обучение чтению,  различные виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные или письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и др.)

                 Технологии обучения.

На уроках литературы используются  элементы различных технологий:

  • - личностно-ориентированной;
  • - технологии  критического мышления;
  • - здоровьесберегающей.

 Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - сравнение и сопоставление;
  • - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
  • - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль;
  • - составление плана;
  • - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям.

   Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  сочинение, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, проверка техники чтения, тест, кроссворд, викторина,  составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который определён в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по литературе для 5 класса. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса содержат следующие компоненты:

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, писать отзывы и сочинения.
  • В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Автор-составитель В.Я.Коровина и др.- М.: Просвещение, 2013,  рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2013-2014 год.

 

 

 

  Основное содержание.

(70 часов)

                                                 Введение (1час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга и её компоненты. Учебник литературы и работа с ним.

                                 Устное народное творчество (6 ч.)

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки волшебные, о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гиперболы. Олицетворение. Вариативность народных сказок (начальные представления).

Р.р. Сочинение по русским народным сказкам

Знать жанры фольклора, виды сказок, содержание изучаемых произведений.

Уметь определять виды сказок, малые жанры фольклора, подробно и выборочно пересказывать, выделять художественно-выразительные средства в повествовании.

                               Из древнерусской литературы (3 ч.)

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Теория литературы. Летопись (начальные представления). Проверка техники чтения.

Знать о возникновении древнерусской литературы, её жанрах.

Уметь выразительно читать, подробно пересказывать тексты «Повести временных лет»

                                       Из литературы 18 века (1 час).

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случилось два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Юмор (начальные представления).

Знать биографические сведения М.В.Ломоносова, значение термина «юмор»

Уметь выразительно читать стихотворение.

                              Из литературы 19 века (28 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Обзор.

И.А.Крылов (3 ч.) Краткий рассказ о баснописце.

 «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом, «Волк на псарне» - осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, - отражение исторических событий.

Образы животных и их роль в басне. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня, мораль, аллегория.

В.А.Жуковский (2 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Баллада «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Литературная сказка, баллада.

А.С.Пушкин (6 ч.) Краткий рассказ о жизни поэта.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зелёный…»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, помощники царевны, Елисей и богатыри. Победа добра над злом. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

Р.р Сочинение по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

М.Ю.Лермонтов (2 ч.) Рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины.

Теория литературы. Сравнение, эпитет, гипербола, метафора, аллитерация.

Н.В.Гоголь (2 ч.) Рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание комического и трагического, реального и фантастического.

Н.А. Некрасов (3 ч.) Рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа.

«Мороз, Красный нос» (отрывок). Поэтический образ русской женщины.

Вн.чт. «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли.

И.С.Тургенев (4 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное преображение Герасима. Немой пртест героя – символ немоты крепостных крестьян.

Р.р. Сочинение по произведению И.С.Тургенева «Муму»

Л.Н. Толстой (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

 Р.р. Сочинение по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

А.П.Чехов (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Теория литературы. Юмор.

Вн.чт. Рассказы Антоши  Чехонте.

Поэты 19 века о Родине и родной природе (2 ч.)

А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», »Весенний дождь»,  Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»,  «Есть в осени первоначальной…»

Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Знать биографии поэтов и писателей 19 века, содержание произведений, изучаемые литературоведческие термины.

Уметь пересказывать тексты подробно, выборочно, давать характеристику героям, высказывать собственное мнение относительно различных этических вопросов, возникающих при обсуждение того или иного произведения, выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты.

                                   Из литературы 20 века (16 ч.)

И.А.Бунин (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

« Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.

В.Г.Короленко (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Главные герои. Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет, пейзаж, композиция литературного произведения, сравнение.

Р.Р Сочинение по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе» (домашнее)

С.А.Есенин (1 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

П.П.Бажов (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка. Тайны мастерства.

Теория литературы. Сказ (первоначальные представления).

С.Я.Маршак (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Реплика, диалог, монолог, ремарка.

К.Г.Паустовский (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб». Тематика и проблематика произведения.

В.П.Астафьев (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро» - бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.

Теория литературы. Автобиографичность произведения.

«Ради жизни на земле». Писатели о Великой Отечественной войне (1 ч.)

К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Поэты 20 века о Родине и родной природе (2 ч.)

И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», А.А.Прокофьев «Алёнушка», Д.Б.Кедрин «Алёнушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня».

 Стихотворные произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ Родины.

Проверка техники чтения.

Знать биографии поэтов и писателей 19 века, содержание произведений, изучаемые литературоведческие термины.

Уметь пересказывать тексты подробно, выборочно, составлять планы, давать характеристику героям, высказывать собственное мнение относительно различных этических вопросов, возникающих при обсуждение того или иного произведения, выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты.

                          Из зарубежной литературы (11 ч.)

Р.Л.Стивенсон (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Д.Дефо (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения героя, характер. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Г.Х. Андерсен (5 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Вн.чт. Сказки Г.Х.Андерсена.

Марк Твен (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Тема дружбы и мечты.

Джек Лондон (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика.

Знать биографии зарубежных писателей, содержание произведений.

Уметь давать развёрнутые ответы на вопросы, устанавливать связь зарубежной и русской литературы, выявлять достоинство и своеобразие произведений.

Резервное время – 5 ч. (проверка техники чтения – 2 ч., зачёт по русской литературе – 1 ч., Итоговое повторение в конце года – 1 ч., итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 5 класса» - 1

                       Учебно-тематический план.

 

                                               Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р. и контроль знаний и умений

Введение (1 ч.)

Устное народное творчество (6 ч.)

Из древнерусской литературы (3 ч.)

Из литературы 18 века (1 ч.)

М. В. Ломоносов

Из литературы 19 века  (29 ч.)

И.А.Крылов

В.А.Жуковский

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Н.А. Некрасов

И.С.Тургенев

Л.Н. Толстой

А.П.Чехов

Поэты 19 века о Родине и родной природе

Из литературы 20 века (16 ч.)

И.А.Бунин

В.Г.Короленко

С.А.Есенин

П.П.Бажов

С.Я.Маршак

К.Г.Паустовский

В.П.Астафьев

Писатели о Великой Отечественной войне

Поэты 20 века о Родине и родной природе

Из зарубежной литературы  (11 ч.)

Р.Л.Стивенсон

Д.Дефо

Г.Х. Андерсен

Марк Твен

Джек Лондон

Итоговое повторение в конце учебного года (3 ч.)

 

  1

  6

  3

 

  1

 

  3

  2

  6

  2

  2

  3

  4

  3

  2

  2

 

  1

  3

  1

  2

  2

  1

  2

  1

  3

 

  1

  2

  5

  2

  1

  3

 

  1

  5

  2

 

  1

 

  3

  2

  5

  2

  2

  3

  3

  2

  2

  2

 

  1

  3

  1

  2

  2

  1

  2 

  1

  2

 

  1

  2

  5

  2

  1

  3

 

  -

  1

  1

 

  -

 

  -

  -

  1

  -

  -

  -

  1

  1

  -

  -

 

  -

  домаш.

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  1

 

  -

  -

  -

  -

  -

  -

 

Всего

  70

  64

  6

 

Требования к подготовке обучающихся

5 класса на конец учебного года.

В результате изучения литературы ученик должен

                знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

                уметь

- воспринимать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять план;

- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть подробной формой пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- писать отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.

              использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создание связного текста на необходимую тему;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.

                   Литература для учителя.

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 кл..: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003

3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008

4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.:

   ВАКО, 2002

5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – М.:

   Дрофа, 2000

                  Литература для учащихся.

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение, 2009

3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz