Понедельник, 29.04.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Технологическая карта урока «Русские поэты 19 века о родной природе и о себе».

Учитель: Беляева Ольга Валентиновна

Предмет - литература

Класс – 5И

Тема урока – «Русские поэты 19 века о родной природе и о себе».

Тип урока - изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Предметные:

знакомство с некоторыми фактами биографии И.С.Никитина, совершенствование умений выразительного чтения; обучение умению анализа поэтического текста; способствование развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к природе, к родному краю; развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся в процессе анализа стихотворений.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: адекватно понимать информацию, воспринятую на слух; уметь синтезировать полученную информацию для получения ответа; формирование умений структуировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
  •  Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планирование путей достижения целей; формирование умений прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров; способность осуществлять самоконтроль, способность к самооценке.
  • Коммуникативные УУД: владение монологической  формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Технологии и техники - проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие, элементы ТРИЗ.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.)

  1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2014
  2. http://festival.1september.ru/articles/608346/
  3. http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/item/5771-urok-slovesnosti-5-klass-20150224
  4. http://zadachki1.ru/listen/valentina-vezhlivtseva_stih-i-nikitina-utro

 

 

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные

1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Психологический настрой:

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.
 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются.

 

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

Адекватно понимать информацию, воспринятую на слух

Вербальное

2. Этап контроля усвоенных знаний

(7 мин)

Учитель говорит:

-На прошлом уроке мы говорили о творчестве А.П.Чехова. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

(приложение 1,2, 3)

Три ученика отвечают на вопросы письменно  (оцениваются учителем после проверки). Два-три ученика выразительно читают отрывки из рассказов Чехова наизусть.

Два-три ученика представляют иллюстрации к рассказам Чехова.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

 

Владение монологической  формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Умение синтезировать полученную информацию для получения ответа

Оценка учителя, коллективная оценка

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

(4 мин.)

Звучит музыка. Учитель задаёт вопросы:

- Что вы слышите? - Какие картины рождаются?

- Сейчас  звучит музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года». Что используют композиторы для передачи звуков природы?

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

 Я живу на земле в красоте. (И.Северянин  «На земле в красоте»)

- Что объединяет музыкальную композицию и слова И.Северянина?

- Как вы думаете, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего урока?

Слушают музыку.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Формулировать собственное мнение и позицию

 

Вербальное

4. Изучение нового материала и закрепление (23 мин)

Учитель:

- Сегодня мы начнём своё знакомство со стихотворениями о природе. На сегодняшнем уроке мы проанализируем стихотворение И.С.Никитина «Утро»

Видео И.С.Никитин «Утро» (исполнитель Валентин Вежливцев)

Работа по группам (учитель предоставляет  раздаточный материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каждая группа выполняла часть работы по анализу стихотворения. Если мы объединим все этапы, то у нас получится план анализа лирического произведения. Давайте запишем то, что у нас получилось.

Слушают стихотворение в исполнении В.Вежливцева.

Работают в группах.

1 группа: биографические сведения и история создания стихотворения.

2 группа: тема и идея стихотворения, анализ текста по вопросам.

3 группа: средства художественной выразительности (выписать и определить их роль)

4 группа: личные впечатления от произведения (сочинение- миниатюра)

Учащиеся представляют результаты своей работы.

Составляют план анализа лирического произведения и записывают в тетрадь (приложение 4)

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

Планирование путей достижения целей; формирование умений прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Формирование умений структуировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий

Оценка за выразительное чтение, взаимооценка

5.Релаксация (1 мин)

Звучит музыка «Звуки природы».

Дети, закрыв глаза, расслабляются.

 

 

 

 

 

6. Обобщение

(5 мин)

Учитель предлагает написать синквейн на темы «Утро», «Природа»

Дети пишут синквейны (работа в парах), читают несколько.

 

Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

 

 

Вербальное

7. Рефлексия (4 мин)

Учитель предлагает оценить свою работу.

Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

-Что удалось сделать?

Почему?

-Что не удалось сделать?

Почему?

-Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки (приложение 5)

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Способность осуществлять самоконтроль. Способность к самооценке

 

 

 

Самооценка, взаимооценка

8. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание:

1 - по созданному на уроке плану написать анализ стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь»

2 – написать синквейн на тему «Дождь»

3 -  выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»

Записывают домашнее задание.

 

Саморегуляция

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Вопросы, связанные с биографией А.П.Чехова.
– В каком году Антон Чехов поступил в гимназию?
– Как подписывался чаще всего под своим рассказами?
– Какое звание получил Антон Павлович Чехов после окончания Московского университета?
– В каких журналах А.Чехов публиковал свои ранние произведения?
– В каком городе проживала семья Чеховых, когда родился Антон?
– Кем приходился А.П.Чехову владелец бакалейной лавки, купец 3-ей гильдии? …
 

Приложение 2.

Критерии оценивания выразительного чтения наизусть (представлены на слайде):

артистичность – 5;
знание текста – 5;
выразительность – 5.

 

Приложение 3

Критерии оценивания иллюстраций к рассказам А.П.Чехова (представлены на слайде):
Учитывается:
узнаваемость произведения – 5;
мастерство художника – 5;
оригинальность изображения – 5.

 

Приложение 4.

План анализа лирического произведения.

  1. Автор, история создания стихотворения
  2. Тема (о чём?)
  3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении (комментарий)
  4. Художественно-выразительные средства языка и их роль в тексте.
  5. Основная мысль (что хотел сказать поэт?)
  6. Мои впечатления о стихотворении (о чём заставило задуматься, что представляется или вспоминается)

Приложение 5.

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz