|
Технологическая карта урока «Русские поэты 19 века о родной природе и о себе».
Учитель: Беляева Ольга Валентиновна
Предмет - литература
Класс – 5И
Тема урока – «Русские поэты 19 века о родной природе и о себе».
Тип урока - изучения и первичного закрепления знаний
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Предметные:
знакомство с некоторыми фактами биографии И.С.Никитина, совершенствование умений выразительного чтения; обучение умению анализа поэтического текста; способствование развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к природе, к родному краю; развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся в процессе анализа стихотворений.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: адекватно понимать информацию, воспринятую на слух; уметь синтезировать полученную информацию для получения ответа; формирование умений структуировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
- Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планирование путей достижения целей; формирование умений прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров; способность осуществлять самоконтроль, способность к самооценке.
- Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Технологии и техники - проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие, элементы ТРИЗ.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.)
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2014
- http://festival.1september.ru/articles/608346/
- http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/item/5771-urok-slovesnosti-5-klass-20150224
- http://zadachki1.ru/listen/valentina-vezhlivtseva_stih-i-nikitina-utro
Этапы урока (время)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Формы оценивания
|
Личностные
|
Регулятивные
|
Коммуникативные
|
Познавательные
|
1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Психологический настрой:
-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются.
|
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
|
|
|
Адекватно понимать информацию, воспринятую на слух
|
Вербальное
|
2. Этап контроля усвоенных знаний
(7 мин)
|
Учитель говорит:
-На прошлом уроке мы говорили о творчестве А.П.Чехова. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
(приложение 1,2, 3)
|
Три ученика отвечают на вопросы письменно (оцениваются учителем после проверки). Два-три ученика выразительно читают отрывки из рассказов Чехова наизусть.
Два-три ученика представляют иллюстрации к рассказам Чехова.
|
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
|
|
Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
|
Умение синтезировать полученную информацию для получения ответа
|
Оценка учителя, коллективная оценка
|
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
(4 мин.)
|
Звучит музыка. Учитель задаёт вопросы:
- Что вы слышите? - Какие картины рождаются?
- Сейчас звучит музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года». Что используют композиторы для передачи звуков природы?
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте. (И.Северянин «На земле в красоте»)
- Что объединяет музыкальную композицию и слова И.Северянина?
- Как вы думаете, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего урока?
|
Слушают музыку.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и цель урока.
|
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
|
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
|
Формулировать собственное мнение и позицию
|
|
Вербальное
|
4. Изучение нового материала и закрепление (23 мин)
|
Учитель:
- Сегодня мы начнём своё знакомство со стихотворениями о природе. На сегодняшнем уроке мы проанализируем стихотворение И.С.Никитина «Утро»
Видео И.С.Никитин «Утро» (исполнитель Валентин Вежливцев)
Работа по группам (учитель предоставляет раздаточный материал)
- Каждая группа выполняла часть работы по анализу стихотворения. Если мы объединим все этапы, то у нас получится план анализа лирического произведения. Давайте запишем то, что у нас получилось.
|
Слушают стихотворение в исполнении В.Вежливцева.
Работают в группах.
1 группа: биографические сведения и история создания стихотворения.
2 группа: тема и идея стихотворения, анализ текста по вопросам.
3 группа: средства художественной выразительности (выписать и определить их роль)
4 группа: личные впечатления от произведения (сочинение- миниатюра)
Учащиеся представляют результаты своей работы.
Составляют план анализа лирического произведения и записывают в тетрадь (приложение 4)
|
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты
|
Планирование путей достижения целей; формирование умений прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
|
Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
Формирование умений структуировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий
|
Оценка за выразительное чтение, взаимооценка
|
5.Релаксация (1 мин)
|
Звучит музыка «Звуки природы».
|
Дети, закрыв глаза, расслабляются.
|
|
|
|
|
|
6. Обобщение
(5 мин)
|
Учитель предлагает написать синквейн на темы «Утро», «Природа»
|
Дети пишут синквейны (работа в парах), читают несколько.
|
|
Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров
|
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
|
Вербальное
|
7. Рефлексия (4 мин)
|
Учитель предлагает оценить свою работу.
|
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
-Что удалось сделать?
Почему?
-Что не удалось сделать?
Почему?
-Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки (приложение 5)
|
Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
Способность осуществлять самоконтроль. Способность к самооценке
|
|
|
Самооценка, взаимооценка
|
8. Домашнее задание (1 мин)
|
Домашнее задание:
1 - по созданному на уроке плану написать анализ стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь»
2 – написать синквейн на тему «Дождь»
3 - выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»
|
Записывают домашнее задание.
|
|
Саморегуляция
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы, связанные с биографией А.П.Чехова.
– В каком году Антон Чехов поступил в гимназию?
– Как подписывался чаще всего под своим рассказами?
– Какое звание получил Антон Павлович Чехов после окончания Московского университета?
– В каких журналах А.Чехов публиковал свои ранние произведения?
– В каком городе проживала семья Чеховых, когда родился Антон?
– Кем приходился А.П.Чехову владелец бакалейной лавки, купец 3-ей гильдии? …
Приложение 2.
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть (представлены на слайде):
артистичность – 5;
знание текста – 5;
выразительность – 5.
Приложение 3
Критерии оценивания иллюстраций к рассказам А.П.Чехова (представлены на слайде):
Учитывается:
узнаваемость произведения – 5;
мастерство художника – 5;
оригинальность изображения – 5.
Приложение 4.
План анализа лирического произведения.
- Автор, история создания стихотворения
- Тема (о чём?)
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении (комментарий)
- Художественно-выразительные средства языка и их роль в тексте.
- Основная мысль (что хотел сказать поэт?)
- Мои впечатления о стихотворении (о чём заставило задуматься, что представляется или вспоминается)
Приложение 5.
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихся
|
Взаимооценка работы в группе
|
Самооценка
|
Оценка итоговая
|
|
|
|
|
|
|