Понедельник, 29.04.2024, 06:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Литература 8 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 8 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в 8 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, создание условий для формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 Задачи изучения литературы:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 8  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2009 год

Структура документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 8 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

       Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, преподавание строится по хронологическому принципу, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

       Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умений осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.

      Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

   Обоснование выбора программы.

  Программа под редакцией В.Я.Коровиной, положенная в основу рабочей программы, имеет свои особенности: осуществляется тесная связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Тем самым она в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы, её авторы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие -  читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов следует отвести на каждую тему.

 Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

 Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 8 классе выделяется  70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 70 учебных часов, в том числе на изучение творчества писателей и теоретических сведений по литературе - 66 часов,  на написание сочинений – 4 часа. В программу введён курс «Литературное краеведение». В содержание программы включены темы данного курса.

Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: беседа, рассказ учителя, обучение чтению,  различные виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные или письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и др.)

Технологии обучения.

На уроках литературы используются  элементы различных технологий:

  • - личностно-ориентированной;
  • - технологии  критического мышления;
  • - здоровьесберегающей

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - сравнение и сопоставление;
  • - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
  • - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль;
  • - составление плана;
  • - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям.

   Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  сочинение, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, проверка техники чтения, тест, кроссворд, викторина,  проект,  презентация, составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который определён в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по литературе для 8 класса. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса содержат следующие компоненты:

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, писать отзывы и сочинения.
  • В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012,  рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2013-2014 год.

 

 

Основное содержание

(70 ч.)

Введение (1 ч.)

          Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Родной край как источник творчества.

                                                        Устное народное творчество (2 ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

      УНТ в Тамбовском крае.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Знать жанры УНТ.

Уметь выразительно читать произведения УНТ, сочинять частушки, выразительно читать и анализировать народные песни.

 

                                               Из древнерусской литературы (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь выявлять художественное своеобразие жанров древнерусской литературы,давать характеристику героям.   

                                      литература XVIII века (5 ч.)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.

          Г.Р.Державин(1 ч.)

 Социально-культурная дея­тельность, типографское дело. Поэзия тамбовского периода творчества: «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и другие. Тематическое разнооб­разие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма. Философич­ность, метафоричность художественного мышления поэта.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове

Д.И. Фонвизин (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Н.М. Карамзин (1 ч.)

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

Знать биографии поэтов и писателей 18 века, содержание произведений, изучаемые литературоведческие термины, особенности таких литературных направлений, как классицизм и сентиментализм.

Уметь пересказывать тексты подробно, выборочно, сжато, давать характеристику героям, высказывать собственное мнение относительно различных этических вопросов, возникающих при обсуждение того или иного произведения, выразительно читать, выявлять художественное своеобразие произведений.

литература XIX века (33 ч.)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

И.А.Крылов (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

 «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в  Отечественной  войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

В.А. Жуковский (1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Баллада «Светлана».

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

          А.С. Пушкин  (12 ч.)

            Жизнь и творчество. Пушкин и Тамбовский край (обзор).

К*** («Я помню чуднде мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Р.р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов (4 ч.)

            Жизнь и творчество (обзор)

       «Тамбовская казначейша»

Лермонтов и Тамбовский край. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее ост­рог».

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Р.р. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Н.В. Гоголь (7 ч.)

Слово о писателе.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

 Р.р. Сочинение по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»

И.С. Тургенев (3 ч.)

Слово о писателе.

«Ася». Образ «тургеневской « девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обречённость на одиночество.

Л.Н. Толстой (3 ч.)

Слово о писателе.

Рассказ «После бала»

Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Р.р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

     Поэзия родной природы (2 ч.)

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей..», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»

Стихи Е.А.Баратынского  и А.М.Жемчужникова о Тамбовском крае.

Знать биографии поэтов и писателей 19 века, содержание произведений, изучаемые литературоведческие термины, особенности таких литературных направлений, как романтизм, реализм.

Уметь пересказывать тексты подробно, выборочно, сжато, давать характеристику героям, высказывать собственное мнение относительно различных этических вопросов, возникающих при обсуждение того или иного произведения, выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты, анализировать стихотворения, выявлять художественное своеобразие произведений.

литература ХХ века (17 ч.)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И.А. Бунин (1 ч.)

Слово о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её повествованиях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн (2 ч.)

Слово о писателе.

  «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

  Р.р. Сочинение на тему «Что значит быть счастливым?» (по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна)

А.А. Блок (1 ч.)

Слово о поэте.

«На поле Куликовом».  Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

С.А.Есенин (1 ч.)

Слово о поэте.

 «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая  поэма (начальные представления).

А.А.Ахматова и М.И.Цветаева (1 ч.)

Слово о поэтессах.

Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

Личные и творческие связи М.Цветаевой с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских жен­щин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи; встреча с усманским «Разиным», влияние eё на дальнейшее творчество поэта.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник» (1 ч.)

 Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

А.Т. Твардовский (4 ч.)

Жизнь и творчество.

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «На привале», «О награде»

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце.” Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Р.р. Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (1 ч.)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А.Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Н.А. Заболоцкий (1 ч.)

Слово о писателе.

Стихотворения: «Вечер на Оке», «Не позволяй душе лениться…»

Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

В.М. Шукшин (1 ч.)

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик».

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (1 час)

Стихотворения Анненского, Мережковского, Рубцова.

Поэты русского зарубежья о Родине (1 час)

Стихотворения Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И Бунина. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Произведения Терпигорева, Замятина, Серафимовича,  связанные с жизнью Тамбовского края (1 ч.)

С.Н.Терпигорев

Биография писателя. «Вос­поминания» о Тамбовской губернской гимназии. Обзор произведений, свя­занных с жизнью Тамбовского края

Е.И.Замятин

Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землёй («На куличках», «Русь»)

А.С. Серафимович

Александр Серафимович и его визиты в Там­бовский край.  Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и пове­дение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».

 

Знать биографии поэтов и писателей 20 века, содержание произведений, изучаемые литературоведческие термины.

Уметь пересказывать тексты подробно, выборочно, сжато, давать характеристику героям, высказывать собственное мнение относительно различных этических вопросов, возникающих при обсуждение того или иного произведения, выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты, анализировать стихотворения, выявлять художественное своеобразие произведений.

                                        Литература народов России (1 ч.)

М. Карим ( 1 ч)

Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие»

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

 

Зарубежная литература (8 ч.)

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер (2 ч.)

Жизнь и творчество.

Комедия «Мещанин во дворянстве»

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Литература европейского Возрождения

У. Шекспир (2 ч.)

Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

 А. Сент–Экзюпери (2 ч.)

 Слово о писателе.

 Сказка «Маленький принц».

 Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

Д. Свифт (1 ч.)

«Путешествия Гулливера».

Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

В.Скотт (1 час)

«Айвенго» (главы из романа)

Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Знать биографии зарубежных писателей, содержание произведений.

Уметь давать развёрнутые ответы на вопросы, устанавливать связь зарубежной и русской литературы, выявлять достоинство и своеобразие произведений.

Повторение в конце года (1 ч)

Учебно-тематический план.

              Тема

Общее

кол-во

часов

Кол-во

часов на

теорию

Кол-во

часов

на р.р. и контроль

Введение (1 ч)

Устное народное творчество (2 ч)

Из древнерусской литературы (2 ч)

Литература 18 века (5 ч)

Г.Р.Державин (1 ч)

Д.И. Фонвизин (3 ч)

Н.М. Карамзин (1ч)

Литература 19 века (33 ч)

И.А.Крылов  (1 ч)

В.А. Жуковский (1 ч)

А.С. Пушкин  (12 ч)

М.Ю. Лермонтов (4 ч)

Н.В. Гоголь (7 ч)

И.С. Тургенев (3 ч)

Л.Н. Толстой  (3 ч)

Поэзия родной природы (2 ч)

Литература 20 века (18 ч)

И.А. Бунин (1 ч)

А.И. Куприн  (2 ч)

А.А. Блок  (1 ч)

 С.А.Есенин  (1 ч)

А.А.Ахматова  и М.И.Цветаева (1 ч.)

М.Зощенко и Теффи  (1 ч)

А.Т. Твардовский (4 ч)

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (1 ч)

Н.А. Заболоцкий (1 ч)

В.М. Шукшин (1 ч)

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о

себе (1 ч)

Поэты русского зарубежья о Родине (1 ч)

Произведения Терпигорева, Замятина, Серафимовича, связанные с жизнью Тамбовского края (1 ч)

Литература народов России (1 ч)

М. Карим

Зарубежная литература (8 ч)

Ж.-Б. Мольер (2 ч)

У. Шекспир (2 ч)

А. Сент–Экзюпери (2 ч)

 Д. Свифт (1 ч)

В.Скотт (1 ч)

Повторение в конце года (1 ч)

 

Всего

1

2

2

 

1

3

1

 

1

1

12

4

7

3

3

2

 

1

2

1

1

1

1

4

1

1

1

1

 

1

1

 

 

1

 

2

2

2

1

1

1

 

70

 

1

2

2

 

1

3

1

 

1

1

11

4

6

3

2

2

 

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

 

1

1

 

 

1

 

2

2

2

1

1

1

 

66

-

-

-

 

-

-

-

 

-

-

1

Дом.

1

-

1

-

 

-

1

-

-

-

-

дом

-

-

-

-

 

-

-

-

 

-

-

-

-

-

 

 

-

 

4

 

Требования к подготовке учащихся на конец учебного года.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • писать сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

                             Литература для учителя.

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл..: Метод. советы./ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009

4. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2004

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000

 

                  Литература для обучающихся

 

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. – М.: Просвещение, 2008

3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Дезносов, Е.Л.Ерохина,  А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz