Понедельник, 29.04.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Русский язык 6 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения русскому языку в 6 классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального  уровеня образованности  и  ключевых  компетенций  школьников  с целью   их самоопределения  в современном  мире. 

 Задачи:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
  •  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по русскому языку для 6  класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

Структура документа.

Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 6 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

Рабочая программа содержит  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Обоснование выбора программы.

Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы.

 Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В VI классе выделяется 210 часов (из расчёта 6 учебных часов в неделю).

Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 6  класса рассчитана на  210 часов, в том числе на изучение теоретических сведений  - 165 часов, на развитие речи - 36 часов, на контроль знаний и умений – 9  часов.

 Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий.  

Технологии обучения.

 На уроках русского языка используются элементы различных технологий:

  • - проблемного обучения;
  • - личностно-ориентированной;
  • - здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

      Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной и устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из разных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся  6 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 6 класса и содержат следующие компоненты:

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
  • выделена также группа компетенций, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011, рекомендованный Министерством образования и науки  к использованию в ОУ на 2011-2012 год.

 

 

                                              ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (210 ч)

Русский язык — один из развитых языков мира  (1  ч)

Знать о русском языке как одном из развитых языков мира.

Уметь составлять план и рассказывать о русском языке как одном из развитых языков мира.

                                 ПОВТОРЕНИЕ  ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

                      (15 ч + 3 ч)

Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов.

Пунктуация при прямой речи и диалоге, внутри простого предложения, между частями сложного.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его язы­ковые особенности.

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 классе»

Знать материал, изученный в 5 классе.

Уметь грамотно писать орфограммы.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(17 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотре­бительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргониз­мы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устарев­шие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеоло­гизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологиз­мы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие мате­риалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Контрольный диктант «Лексика и фразеология»

Знать виды слов по происхождению, употреблению, устойчивые сочетания слов.

Уметь определять по толковому словарю, из какого языка заим­ствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или про­фессиональным словам, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(21 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с по­мощью морфем (морфологический) — приставочный, суффик­сальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббре­виация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Эти­мологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-гар-, -кос-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных оиe.    

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Контрольный диктант «Словообразование»

Знать способы образования слов, правила правописания чередующихся гласных в корне слов, правописание букв ы-и после приставок, соединительных гласных.

Уметь согласовывать со сложносокращенными словами прила­гательные  и  глаголы  в прошедшем времени, правильно писать орфограммы, выполнять морфемный и словообразовательный разборы.

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 (127)

Имя существительное (20ч + 4 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, получен­ных в V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые сущест­вительные. Текстообразующая роль существительных. Словооб­разование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

  1. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Знать о существительном как части речи, правила написания существительных.

Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей су­ществительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые су­ществительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме про­шедшего времени с существительными общего рода,  определять значения суффиксов имен существительных (уве­личительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное), выполнять морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

(25 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилага­тельные. Степени сравнения прилагательных; образование сте­пеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы owe после шипящих и i{ в суффиксах прилагательных; правописание гласных и со­гласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Описание природы, структуры данного текста, его языко­вые особенности; описание предметов, находящихся вблизи ивдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием при­роды. Описание пейзажа по картине. Публичное выступление о произведении народного промысла.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Знать о прилагательном как части речи, правила написания прилагательных, его формы.

Уметь правильно образовывать степени сравнения прилагатель­ных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравне­ния, определять значение суффиксов в именах прилагательных
(уменьшительно-ласкательное и  неполноты  качества),  употреблять в речи прилагательные в переносном значении, выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное

(16 ч + 3 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количествен­ные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая  роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание глас­ных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце чис­лительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Публичное выступление — призыв, его структура, языко­вые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым мате­риалом.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Знать о числительном как части речи, правила склонения числительных, правила написания числительных.

Уметь употреблять числительные для обозначения дат, правиль­но употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными, уметь выражать приблизительное количество с помощью сочета­ния количественного числительного и существительного (например, ми­нут пять, километров десять), выполнять морфологический разбор имени числительного.

 

Местоимение

(20 ч + 5 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место­имений в предложении. Разряды местоимений. Склонение место­имений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных место­имениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после пристав­ки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строе­ние, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Знать о местоимении как части речи, правила написания отрицательных и неопределённых местоимений, виды местоимений.

Уметь употреблять личные местоимения 3-го лица в соответст­вии со смыслом предшествующего предложения, правильно ис­пользовать местоимения как средство связи предложений и частей
текста, выполнять морфологический разбор местоимения.

 

Глагол

(24 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, услов­ное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаго­лах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словооб­разование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части го­тового текста.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Знать о глаголе как части речи, постоянные и непостоянные признаки глагола, правила написания окончаний и суффиксов глаголов.

Уметь употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений, выполнять морфологический разбор глагола.

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VI КЛАССЕ

(15 ч + 2 ч)

Повторение изученных орфограмм, морфологических признаков изученных в 6 классе частей речи,  разделов лингвистики, правил синтаксического, морфологического, фонетического, словообразовательного, морфемного разборов.

Итоговый  диктант за курс 6 класса.

Знать изученный материал.

Уметь применять изученные орфограммы на письме, правильно ставить знаки препинания, выполнять разные виды разборов.

                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                               Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р.

Кол-во часов на

контроль

Русский язык  - один из развитых языков мира.

Повторение изученного в 5 классе.

Лексика. Фразеология. Культура речи.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

 

1

18

21

26

24

30

19

25

29

17

1

14

16

20

19

24

15

19

23

14

-

3

4

5

4

5

3

5

5

2

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ВСЕГО

210

165

36

9

                                          

Требованиях к уровню подготовки обучающихся

                           6 класса на конец учебного года.

 

I. Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты,  приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следую­щими умениями   и   навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе ча­стей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребле­ния слова;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По  орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфогра­фические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными  в VI  классе.

По  пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По  связной речи. Составлять сложный план. Подроб­но, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систе­матизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать со­держание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

 

 

                     Литература для учителя.

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

    Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – СП.: Свет, 2005

3. А.Б.Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ

    Сфера, 2008

4. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В.В.Андросова, Е.А.Стогний. – Ростов

    н\Д: Феникс, Донецк: Издательский дом «Кредо», 2006

5. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование

    межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Литература для обучающихся.

 

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, 

    Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008

3. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие / З.Д.Зольдин,

    В.Н.Светлышева. – М.: Дрофа, 2002

4. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русс.яз.: 6 кл.: пособие для

    учащихся.- М.: Просвещение, 2006

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz