Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Русский язык 6 классПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цели обучения русскому языку в 6 классе: создание условий для первоначального формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования в области изучения русского языка, обеспечение оптимального уровеня образованности и ключевых компетенций школьников с целью их самоопределения в современном мире. Задачи:
Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании
Структура документа. Программа включает шесть разделов: пояснительная записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 6 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план. Рабочая программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи учащихся. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Обоснование выбора программы. Примерная программа Министерства образования и науки, положенная в основу рабочей программы, предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы. Изменения, внесённые при разработке рабочей программы. Изменений при разработке рабочей программы не внесено. Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В VI классе выделяется 210 часов (из расчёта 6 учебных часов в неделю). Информация о количестве часов. Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 210 часов, в том числе на изучение теоретических сведений - 165 часов, на развитие речи - 36 часов, на контроль знаний и умений – 9 часов. Формы организации учебного процесса. Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, а также различные методы обучения: беседа, языковой анализ, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя, практикумы, различные виды диктантов, словарной работы, творческих заданий. Технологии обучения. На уроках русского языка используются элементы различных технологий:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Содержание курса русского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:
Виды и формы контроля. Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение, учебный ответ, сочинение, изложение, группировка слов по видам орфограмм, различные виды диктантов (контрольные, объяснительные, словарные), тесты, практикум, составление опорных конспектов, кластеров. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года, которые определены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку для 6 класса и содержат следующие компоненты:
Информация об используемом учебнике. Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011, рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в ОУ на 2011-2012 год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 ч) Русский язык — один из развитых языков мира (1 ч) Знать о русском языке как одном из развитых языков мира. Уметь составлять план и рассказывать о русском языке как одном из развитых языков мира. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (15 ч + 3 ч) Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов. Пунктуация при прямой речи и диалоге, внутри простого предложения, между частями сложного. Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 классе» Знать материал, изученный в 5 классе. Уметь грамотно писать орфограммы. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (17 ч + 4 ч) I. Повторение пройденного по лексике в V классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. II. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. Контрольный диктант «Лексика и фразеология» Знать виды слов по происхождению, употреблению, устойчивые сочетания слов. Уметь определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 ч + 5 ч) I. Повторение пройденного по морфемике в V классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-гар-, -кос-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных оиe. III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. Контрольный диктант «Словообразование» Знать способы образования слов, правила правописания чередующихся гласных в корне слов, правописание букв ы-и после приставок, соединительных гласных. Уметь согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени, правильно писать орфограммы, выполнять морфемный и словообразовательный разборы.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (127) Имя существительное (20ч + 4 ч) I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Знать о существительном как части речи, правила написания существительных. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода, определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное), выполнять морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное (25 ч + 5 ч) I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных. Не с именами прилагательными. Буквы owe после шипящих и i{ в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. II. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи ивдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине. Публичное выступление о произведении народного промысла. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Знать о прилагательном как части речи, правила написания прилагательных, его формы. Уметь правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных Имя числительное (16 ч + 3 ч) I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. II. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. Контрольный диктант по теме «Имя числительное» Знать о числительном как части речи, правила склонения числительных, правила написания числительных. Уметь употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными, уметь выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять), выполнять морфологический разбор имени числительного.
Местоимение (20 ч + 5 ч) I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. II. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Контрольный диктант по теме «Местоимение» Знать о местоимении как части речи, правила написания отрицательных и неопределённых местоимений, виды местоимений. Уметь употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей
Глагол (24 ч + 5 ч) I. Повторение пройденного о глаголе в V классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть). II. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Контрольный диктант по теме «Глагол» Знать о глаголе как части речи, постоянные и непостоянные признаки глагола, правила написания окончаний и суффиксов глаголов. Уметь употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений, выполнять морфологический разбор глагола.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VI КЛАССЕ (15 ч + 2 ч) Повторение изученных орфограмм, морфологических признаков изученных в 6 классе частей речи, разделов лингвистики, правил синтаксического, морфологического, фонетического, словообразовательного, морфемного разборов. Итоговый диктант за курс 6 класса. Знать изученный материал. Уметь применять изученные орфограммы на письме, правильно ставить знаки препинания, выполнять разные виды разборов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Требованиях к уровню подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Литература для учителя. 1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – СП.: Свет, 2005 3. А.Б.Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008 4. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В.В.Андросова, Е.А.Стогний. – Ростов н\Д: Феникс, Донецк: Издательский дом «Кредо», 2006 5. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.- сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008
Литература для обучающихся.
1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008 3. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие / З.Д.Зольдин, В.Н.Светлышева. – М.: Дрофа, 2002 4. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русс.яз.: 6 кл.: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2006
|
||||||||||||||||