Понедельник, 29.04.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Технологическая карта урока А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне»

Учитель: Беляева Ольга Валентиновна

Предмет - литература

Класс – 5И

Тема урока – А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне»

Тип урока - изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

Предметные:

познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта; развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: адекватно понимать информацию, воспринятую на слух; уметь синтезировать полученную информацию для получения ответа; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • Регулятивные УУД: планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществление самоконтроля, внесение необходимых корректив в действие после его завершения и оценки; постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено у, и того, что ещё неизвестно.
  • Коммуникативные УУД: умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Технологии и техники - проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.)

  1. http://www.saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test24.xml
  2. http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=1414:-q-q-5-&catid=54:literature&Itemid=68
  3. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2014
  4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD_ROM /Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

 

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные

1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Психологический настрой:

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются.

Дети говорят друг другу слова.

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

Адекватно понимать информацию, воспринятую на слух

Вербальное

2. Этап контроля усвоенных знаний

(5 мин)

Учитель говорит:

-На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.А.Жуковского. Давайте проверим, как вы усвоили изученный материал.

Два-три ученика работают индивидуально – выполняют тест (см.: приложение 1), остальные разгадывают кроссворд на заранее заготовленных бланках (см.: приложение 2)

Сравнивают результат с эталоном (слайд) и оценивают себя  

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществление самоконтроля, внесение необходимых корректив в действие после его завершения и оценки.

 

Умение синтезировать полученную информацию для получения ответа (тест, кроссворд)

Оценка (после проверки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

(3 мин.)

Учитель говорит:

-На сегодняшнем уроке мы с вами начнём знакомство с выдающимся русским писателем и поэтом, чьё творчество известно вам с детства. Послушайте отрывки из его сказок и назовите мне имя этого писателя и названия его произведений (См.: приложение 3)

- Какова же будет тема нашего урока? Как вы считаете, что станет целью нашего сегодняшнего урока?

Слушают и называют писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики предлагают свои варианты темы и цели урока.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Формулирование собственного мнения, умение приходить к общему решению в совместной деятельности

Формулирование познавательной цели

Вербальное

4. Изучение нового материала и закрепление(25 мин)

Учитель:

- А теперь поближе познакомимся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Сегодня вы выступите в роли биографов. Проведём небольшое исследование в группах (в каждой группе есть ноутбук, в котором в определённой папке содержится материал для выполнения задания: теоретические сведения и портреты)

Работают в группах.

1 группа готовит рассказ о родителях Пушкина.

2 группа рассказывает о брате отца Пушкина В.Л.Пушкине

3 группа рассказывает о лицейских годах Пушкина.

4 группа готовит материал о няне Пушкина – А.Р. Яковлевой.

5 группа готовит выразительное чтение стихотворения «Няне» и его анализ по вопросам, предложенным учителем (см.: приложение 4)

Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

Планирование путей достижения целей; формирование умений прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование умений структуировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий

Взаимооценка

5. Релаксация

(2 мин)

Звучи песня в исполнении Дмитрия Родионова «Няне» (слова А.С.Пушкина, музыка В.Булюкина)

Учитель:

- Закройте глаза, вслушайтесь в слова песни и представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Что вам представляется.

Закрыв глаза, слушают песню. Образное рисование. 

 

 

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

 

Вербальное

6. Обобщение

(2 мин)

Блиц-опрос (см.: приложение 5)

Учитель задаёт вопросы:

-Как относился Пушкин к своей няне?

-Почему на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году  И.С.Аксаков сказал: «Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память».
 

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Вербальное

7. Рефлексия (4 мин)

Учитель:

-Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?

- Заполните, пожалуйста, листы самооценки и охарактеризуйте работу на уроке ваших товарищей (см.: приложение 6)

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют листы самооценки.

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Самооценка

8. Домашнее задание (3 мин)

Индивидуальное задание: объяснить значение

следующих слов: Лукоморье,
Неведомые, Неви-данные, …и дол

 видений полный, прихлынут  
Брег песчаный,  
Витязь, Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать;

Всем выучить

наизусть

вступление к поэме «Руслан и

Людмила»

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Приложение 1.

1. В каком году было написано произведение?

1) 1831
2) 1826
3) 1832
4) 1836

2. Укажите жанр произведения.

1) рассказ
2) поэма
3) сказка
4) повесть

3. Укажите имя царя в "Спящей царевне".

1) Берендей
2) Салтан
3) Андрей
4) Матвей

4. Какое существо напророчило царице дочь?

1) паук
2) рак
3) щука
4) шмель

5. Сколько чародеек позвали на пир?

1) 10
2) 11
3) 12
4) 13

6. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении?

Отчего ж так оплошал
Наш ... царь ...?

1) разумный
2) справедливый
3) честный
4) мудрый

7. Что случилось, когда гости собрались на пир?

1) не пришла царица
2) царь заболел
3) украли блюдо
4) гром загремел

8. Что предсказала ведьма молодой царевне?

1) смерть от укола иголки
2) жизнь долгую и счастливую
3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет
4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет

9. Сколько лет должна была проспать царевна?

1) сто
2) двести
3) триста
4) пятьсот

10. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна?

1) князь
2) сын царский
3) царевич Матвей
4) купец

11. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец?

1) молитву прочитал
2) перекрестился
3) взял живую воду
4) взял мёртвую воду

12. Что пробудило царевну от сна?

1) прикосновение к кольцу
2) поцелуй
3) живая вода
4) проснулась сама внезапно

13. В каком примере представлено сравнение?

1) У царя двенадцать блюд  Драгоценных, золотых Было в царских кладовых...


2) Дни проходят; дочь растет;  Расцвела, как майский цвет...


3)  В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой  За царевной ни ногой.


4) Будешь всем на радость ты  Благонравна и тиха;    Дам красавца жениха    Я тебе, мое дитя...

 

Приложение 2.  

Кроссворд.

1    п

р

я

ж

а

 

2    х

о

р

у

н

ж

и

й

3    р

а

к

 

4    б

л

ю          

д

о

 

5    м

а

т

в

е

й

 

6    т

р

и

с

т

а

 

7    П

у

ш

к

и

н

 

8    э

п

и

т

е

т

 

9    п

о

ц

е

л

у

й

 

Вопросы:

  1. Веретенце не ленись, …?…тонкая не рвись.
  2. В царской армии казачий офицерский чин.
  3. Кто предсказал царице, что у неё родится дочь.
  4. Чего не оказалось двенадцатым по счёту в царской кладовой, из – за чего и не была приглашена двенадцатая чародейка
  5. Имя царя.
  6. Сколько длился сон царевны и всего царства.
  7. Друг Жуковского, его ученик, «соперник» в написании сказок.
  8. Художественное определение предмета.
  9. Что разбудило царевну от долгого сна.

Приложение 3.

  1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    "Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,-
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир".

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

 

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 («Сказка о золотой рыбке»)

 

Приложение 4.

Вопросы по тексту произведения:
– Веселое или грустное настроение автора передает это стихотворение?
– Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал эти строки? (Глубокая грусть, щемящая боль, чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки с дорогим человеком).
– Ощущается ли нежность и забота, признательность и благодарность поэта няне за искреннее участие в его судьбе? Какие слова стихотворения это подчеркивают?
– Почему жанр стихотворения «Няне» мы определяем как послание? (Лирический герой не может быть рядом с няней, а поэтому обращается с ней мысленно – в адресованных ей стихотворных строках).

– Выпишите в рабочие тетради эпитеты из стихотворения «Няне». (Суровых, дряхлая, наморщенных, забытые, черный, отдаленный). Что выражает каждый из них?
 

Приложение 5.

 

  1.  В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
  2.  В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
  3.  В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
  4. К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
    Подруга дней моих суровых.
    Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне
  5.  «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается …. (поэма «Руслан и Людмила»)

 

Приложение 6.

                                    Лист самооценки.

 

Оценочный лист ученика 5 ___   класса   _____________________________________________________

по теме « ___________________________________________________________________________________________________»

 

Этапы урока

самооценка

Оценка товарища

1

Этап контроля усвоенных знаний (кроссворд или тест)

 

 

2

Изучение нового материала (работа в группах)

 

 

3

Обобщение  (блиц-опрос)

 

 

4

Итоговая оценка за урок

 

 

 

   
     
     
     
     
     
     
     

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz