Понедельник, 29.04.2024, 03:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

План-конспект урока по русскому языку с элементами инсценировки на тему «Наклонение глагола»

План-конспект урока по русскому языку с элементами инсценировки на тему «Наклонение глагола»

 

Тема: Наклонение глагола.

Цели:

  • познакомить учащихся с наклонениями глагола;
  •  отработать умения находить глаголы разных наклонений в предложениях, различать наклонения глагола;         
  •  воспитывать чувство ответственности, добросовестности, любви к Родине.

Форма урока: урок с элементами инсценировки.

Вид урока: урок первичного усвоения материала.

                      

 ХОД УРОКА:

 

  1.  Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

  1.  Проверка домашнего задания.
  •  взаимопроверка упражнения
  •  комбинированный опрос (работа по карточкам, опрос по изученным темам)
  •  синтаксический разбор предложения:

Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Это девиз урока.)

  •  морфологический разбор глагола ходит
  1.  Изучение нового материала.
  1.  Слово учителя:
  •  Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола.

Глагол ходит обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока — «Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола —- наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

Что же такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.

  1.  Инсценировка сказки (подготовлена заранее)

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат. Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось.

—Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

Брат Тимоня, средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него:

—То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле.

—Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство, враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан. Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать, Я сразился б со, злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил!..

Т и м о н я. Эй. Ванюшка, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю — Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого.

Иван. Вижу: час настал мои, братцы,

В путь дорогу собираться.

Я за землю за свою Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Ти м о ня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..

  1.  Слово учителя:
  •  Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.

(На доске рисунки: Епифан — почесывает за ухом, Тимоня — указует перстом, Иван — с топориком через плечо.)

Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.

4. Прочитаем параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают? (В ходе знакомства с правилом делаются надписи над столбиками глаголов: изъявительное, условное, повелительное.)

4.Закрепление материала (проводится в игровой форме)

1. — А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.

1. Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовет пред очи:

— Брат Иван пошел сражаться —

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Задание Епифану: выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне — повелительного.

[1] Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи ее говорить всякие смешные слова и носи по дворам.

  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
  •  Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  •  Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  •  Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
  •  «Смилуйся, государыня-рыбка!» — ей с поклоном старик отвечает.

Братья (хором).

Головы нам не сносить

— Надо помощи просить! (Класс выполняет данное задание.)

  1.  И опять поближе к, ночи Братьев царь зовет пред очи:

—Не хотите наказанья?

Вот-ка вам еще заданье!     

Задание: Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы трех наклонений.

Братья (хором): Головы нам не сносить

— Надо помощи просить!

(Класс выполняет задание.)

  1.  А Иван-то где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!..

Камень на его дороге.

Обойдется ль без подмоги?

(На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу — найдешь удачу». Здесь же задание для Ивана.)

Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1.  Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.
  2.  Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
  3.  Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался,

(Класс выполняет на местах, проверяет работу Ивана)

  1.  Обобщение.

— У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного?

А теперь вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?

  1. Домашнее задание.

Выучить параграф 83, выполните упражнение 482 по заданию, предложенному в учебнике.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz