Меню сайта
Поиск
Календарь
|
План-конспект урока по русскому языку с элементами инсценировки на тему «Наклонение глагола»План-конспект урока по русскому языку с элементами инсценировки на тему «Наклонение глагола»
Тема: Наклонение глагола. Цели:
Форма урока: урок с элементами инсценировки. Вид урока: урок первичного усвоения материала.
ХОД УРОКА:
Сообщение темы и целей урока.
Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Это девиз урока.)
Глагол ходит обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока — «Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола —- наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях. Что же такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника. Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него три сына. Епифан был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. —Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог!.. Брат Тимоня, средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него: —То возьми! Подай того! Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле. —Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю! Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство, враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю. Епифан. Я пошел бы воевать, Если б не любил поспать, Я сразился б со, злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил!.. Т и м о н я. Эй. Ванюшка, эй, дурак, Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю — Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого. Иван. Вижу: час настал мои, братцы, В путь дорогу собираться. Я за землю за свою Постою в любом бою! Меч возьму себе в подмогу. Ти м о ня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..
А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным, повелительным. Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья. (На доске рисунки: Епифан — почесывает за ухом, Тимоня — указует перстом, Иван — с топориком через плечо.) Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями. 4. Прочитаем параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают? (В ходе знакомства с правилом делаются надписи над столбиками глаголов: изъявительное, условное, повелительное.) 4.Закрепление материала (проводится в игровой форме) 1. — А теперь, ребята, снова вернемся в сказку. 1. Царь-отец рассержен очень. Братьев он зовет пред очи: — Брат Иван пошел сражаться — Вам без дела грех слоняться! Вот решите-ка задачу! Будет худо вам иначе! Задание Епифану: выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне — повелительного. [1] Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи ее говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
Братья (хором). Головы нам не сносить — Надо помощи просить! (Класс выполняет данное задание.)
—Не хотите наказанья? Вот-ка вам еще заданье! Задание: Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы трех наклонений. Братья (хором): Головы нам не сносить — Надо помощи просить! (Класс выполняет задание.)
Ох, Ивану трудновато!.. Камень на его дороге. Обойдется ль без подмоги? (На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу — найдешь удачу». Здесь же задание для Ивана.) Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
(Класс выполняет на местах, проверяет работу Ивана)
— У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного? А теперь вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?
Выучить параграф 83, выполните упражнение 482 по заданию, предложенному в учебнике.
|
|