Понедельник, 29.04.2024, 06:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  6-8 КЛАССОВ

21.03 2006 г.

 

                                                                             Семья и школа – естественные союзники,

                                                                                       две могучие силы воспитания. Объединить их –

                                                                   значит во многом решить проблему                

                                                    подрастающего поколения.

     Существует народная мудрость: «Если твои планы рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей». Будущее человечества всецело зависит от воспитания подрастающего поколения. Школа нацелена на поддержку в формировании личности в деятельности – умственной, нравственной, физической. Она призвана прогностически оценивать изменения в жизни общества через 10-20 лет и готовить учащихся к завтрашним требованиям относительно гражданской и трудовой активности, к завтрашней модели семьи, всему укладу общества через несколько лет. Соответственно должен определяться и «портрет» выпускника, круг наиболее значимых знаний, нравственных ориентаций, привычек и черт личности, которые необходимо формировать в школе. В свою очередь на этой основе важно выделить действительно нужную информацию и воспитательные приёмы, способствующие всестороннему формированию и гуманизации  этой личности, развитию в ней способности к добротворчеству. Семья вместе со школой призвана быть источником нравственной позиции, взглядов на мир, образованности, культуры. Участие родителей в делах школы – не благотворительность. Помогая школе, семья помогает себе в воспитании детей.

     Говоря о взаимосвязи семьи и школы, очень важно представлять задачи, возможности, содержание и формы этой взаимосвязи. Следует признать необходимость взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения воспитательной деятельности семьи и школы. Школьное воспитание более коолективистское по своему характеру, чем воспитание в семье. Школа воспитывает подростка в коллективе сверстников, причём в разновозрастном, приучает к коллективному труду и творчеству. Специфические формы воспитания в семье как в микроколлективе с родственными связями его членов, определяющими и эмоциональный климат, школа дополняет, а при необходимости и корректирует своими, последовательно опирающимися на более широкие и саморазвивающиеся коллективы, на научно-педагогическую методику.

     В нынешних условиях на смену стихийному воспитательному воздействию на детей в семье приходит осознанное, целенаправленное воздействие. Оно требует правильной педагогической позиции родителей, а значит, и наличия у них определённой суммы педагогических, психологических, правовых знаний и умения применять эти знания в повседневном общении с детьми. Но семейная педагогика не может заменить профессиональную педагогику. Вступая в число учащихся, дети, подростки становятся объектом постоянного, усиленно контролируемого воздействия со стороны педагогического коллектива.

     В самой общей форме на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы после приобретения детьми статуса учащихся можно ответить следующим образом: речь должна идти о взаимодействии семьи и учебного заведения как двух основных и равноправных субъектов социального воспитания в период детства и отрочества. Не ограничение функций, не снижение ответственности семьи, а интенсификация, расширение задач, углубление воспитательного процесса за счёт включения в него педагогического коллектива. Реализация цели повысить качество образования и воспитания, обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодёжи высоких нравственных качеств осуществляется путём совместного воспитания детей и подростков учебным заведением и семьёй.

     Важно, чтобы семья осознала себя в качестве равноправного союзника школы, имеющего единые с ней конечные цели воспитания и различные функции. Осознала «тройственность» своих взаимоотношений со школой: сотрудничество (взаимопомощь), контроль (взаимоконтроль), восприятие педагогической культуры (педагогический всеобуч). Такое осознание и вытекающая из него позиция семьи является важным регулятором не только действий родителей, но и степени реализации воздействия школы на их детей. Ведь эффективность последнего во многом зависит от

того, какой родительской оценке подвергается школа и доводится ли эта оценка до ребёнка, поддерживают ли или, наоборот, разрушают родители авторитет педагогов, наконец, правильно ли они понимают воспитательные задачи учебного заведения и нет ли противоречий в системах ценностных ориентаций семьи и школы. Ученик, особенно младших классов, смотрит на воспитательные мероприятия школы во многом глазами родителей. В то же время он оценивает климат семьи во многом глазами школы и с позиций её моральных ценностей. Интеллект и чувства учащегося являются тем фокусом, через который преломляется воспитательное влияние семьи и школы. И позитивные результаты здесь тем выше, чем прочнее и гармоничнее  единство этого влияния.

     Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учётом особенностей контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители участвуют в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы, используя и свои личные возможности; в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права и т.д.); в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой информации и т.д.); в предупреждении «отсева» и восстановлении интереса к учёбе у детей и подростков, его утративших; в работе с выпускниками, с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений – предупредить переход к нетрудовому образу жизни.

     В частности, не только педагоги должны указывать родителям на недостатки методов и содержания семейного воспитания, но и родители педагогам – на аналогичные «сбои» работы школы. Это требует повседневного общения как в стенах учебного заведения, так и в семьях учащихся. Именно в ходе общения с родителями – формального и неформального – бесед, дискуссий, конференций, обсуждения новых книг и т. д. – педагоги могут видеть и чётко формулировать для себя не только текущие, повседневные, но и перспективные задачи своей деятельности, не только её тактику, но и стратегию. Общение с родителями имеет ещё один аспект – позволяет не только получить более полную информацию об учащемся, глубже изучить его интересы и привычки, склонности и иные психологические особенности, но и обогащает педагогов новой информацией, расширяет кругозор, пополняет культурный багаж, а иногда и арсенал педагогических знаний.

     Опасность конфликта между школой и родителями возникает при окончании их детьми девятого класса. В десятый класс переводятся не все учащиеся. Поэтому для значительной части учеников и их родителей выполнение требований закона о всеобщем среднем образовании означает необходимость выбора другого типа учебного заведения: СПТУ, техникума или вечерней (заочной) школы с одновременным поступлением на работу.

     Избежание этого зависит от эффективной разъяснительной работы с обязательным привлечением средств массовой информации и системы усовершенствования учителей, педагогического всеобуча родителей. Кроме того надо систематически напоминать родителям и детям, что хотя после окончания неполной средней школы система дальнейшего образования разветвляется, она в конечном счёте сводится к одной и той же цели, при этом позволяет учесть склонности и способности ребёнка, материальное положение семьи.

     Не менее важно, чтобы родительский комитет организовывал и контролировал предварительные индивидуальные беседы классных руководителей и директора школы, его заместителей с родителями учащихся 8-9 классов и с самими учениками, во время которых тактично оценивались возможности подростка и давались рекомендации о выборе им дальнейшего пути получения среднего образования. Школа и родители должны добиться того, чтобы подросток уходил из школы, где проучился 9 лет, без горького чувства и уязвлённости.

     В школьном возрасте семья несёт с учебным заведением ответственность за воспитание подрастающего поколения, взаимодействует в реализации его задач, а не оттесняется на второй план. Родители должны чувствовать себя не наблюдателями и жалобщиками, а сторонниками школы.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz