Меню сайта
Поиск
Календарь
|
Приёмы технологии ТРИЗ и технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Приёмы технологии ТРИЗ и технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы. Урок русского языка и литературы сегодня – это не статическая форма организации учебного процесса, а вариативная и личностно-ориентированная деятельность учителя, направленная на развитие творческого системного мышления учащихся. Как разнообразить уроки русского языка? Какие методические приемы следует применять, чтобы материал, воспринимаемый учащимися во время урока, надолго оставался в памяти учеников? Эти вопросы, несомненно, волнуют каждого учителя, заинтересованного в повышении интереса учащихся к учебному материалу и в повышении качества обучения. Познавательные и практические задания, включенные в ход урока русского языка и литературы, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков. И здесь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых приемах ТРИЗ, критического мышления, использование которых основывается на содержательных обобщениях. Главная привлекательность ТРИЗ и РКМ, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный опыт. Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Основная цель использования на уроках приёмов технологии ТРИЗ – дать учащимся возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества, доступные, сильные, выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация, повышать интерес к учебному материалу. - «Лови ошибку!» Найдите ошибку в характеристике звуков, исправьте, запишите правильный вариант. Жаркий – жар-кий Ж [Ж] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный А [А] – гласный, ударный Р [Р] – согласный, сонор, твёрдый, непарный К [К’ ] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный И [И] – гласный, ударный Й [Й’ ] – согласный, сонор, мягкий, парный 6 букв, 6 звуков, 2 слога - повторение с контролем (ученики по группам разрабатывают контрольные вопросы ко всей изученной теме) - «Мозговой штурм» (предложение собственных идей и путей их решения) - резюме (ученик излагает своё отношение к уроку, оценивает свою работу) - свои примеры (учащиеся сами придумывают примеры к новому материалу), - тренинги Сделать речь учащихся образной и красивой, максимально приблизиться к пониманию и «расшифровке метафоры в художественном тексте помогает тренинг «Создай метафору». На первом этапе занятия учащиеся учатся составлять метафоры под руководством учителя, затем самостоятельно, на втором этапе дети ищут метафоры в стихотворениях Фета, Есенина, Тютчева, работая в парах, на третьем этапе пытаются сочинить прозаический или стихотворный текст, употребив в нём метафоры. Результат такой работы – почти 100-процентное узнавание и растолкование метафоры в любом художественном тексте.
Использование приёмов технологии критического мышления позволяют развивать мышление посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, способствуют формированию творческой самостоятельности. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт». Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю; «+» - новое для меня; «-« - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов. Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации. Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых», «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом. Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например: План фонетического разбора слова 1. Записать слово буквами и указать их количество. 2. Затранскрибировать слово. 3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение. 4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук. После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность. Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы. Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов Эрудированный, осведомлённый Исследовал, создавал, редактировал Знаток и любитель русской словесности Учёный
В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно. В процессе применения данных технологий: происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя!
2014 г.
|
|