Понедельник, 29.04.2024, 03:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Приёмы технологии ТРИЗ и технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Приёмы технологии ТРИЗ и технологии критического мышления на уроках русского   языка и литературы.

       Урок русского языка и литературы сегодня – это не статическая форма организации учебного процесса, а вариативная и личностно-ориентированная деятельность учителя, направленная на развитие творческого системного мышления учащихся.

        Как разнообразить уроки русского языка? Какие методические приемы следует применять, чтобы материал, воспринимаемый учащимися во время урока, надолго оставался в памяти учеников? Эти вопросы, несомненно, волнуют каждого учителя, заинтересованного в повышении интереса учащихся к учебному материалу и в повышении качества обучения.

       Познавательные и практические задания, включенные в ход урока русского языка и литературы, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков. И здесь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых приемах ТРИЗ, критического мышления, использование которых основывается на содержательных обобщениях.

       Главная привлекательность ТРИЗ и РКМ, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный опыт.

         Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

       Основная цель использования на уроках приёмов технологии ТРИЗ – дать учащимся возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества, доступные, сильные, выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация, повышать интерес к учебному материалу.

- «Лови ошибку!»

Найдите ошибку в характеристике звуков, исправьте, запишите правильный вариант.

Жаркий – жар-кий

Ж [Ж] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

А  [А] – гласный, ударный

Р  [Р] – согласный, сонор, твёрдый, непарный

К  [К’ ] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный

И  [И] – гласный, ударный

Й  [Й’ ] – согласный, сонор, мягкий, парный

6 букв, 6 звуков, 2 слога

- повторение с контролем (ученики по группам разрабатывают контрольные вопросы ко всей изученной теме)

- «Мозговой штурм» (предложение собственных идей и путей их решения)

- резюме (ученик излагает своё отношение к уроку, оценивает свою работу)

- свои примеры (учащиеся сами придумывают примеры к новому материалу),

- тренинги

         Сделать речь учащихся образной и красивой, максимально приблизиться к пониманию и «расшифровке метафоры в художественном тексте помогает  тренинг «Создай метафору». На первом этапе занятия учащиеся учатся составлять метафоры  под руководством учителя, затем самостоятельно, на втором этапе дети ищут метафоры в стихотворениях Фета, Есенина, Тютчева, работая в парах, на третьем этапе пытаются сочинить прозаический или стихотворный текст, употребив в нём метафоры.

Результат такой работы – почти 100-процентное узнавание и растолкование метафоры в любом художественном тексте.

 

 

            Использование приёмов технологии критического мышления позволяют  развивать мышление посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, способствуют формированию творческой самостоятельности.

Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  

         Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

                                   «V» - знаю;

                                   «+» - новое для меня;

                                   «-«   - думал иначе;

                                   «?» - не понял, есть вопросы.

         Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.

          Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они  работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

                 Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.

           Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:

План фонетического разбора слова

            1. Записать слово буквами и указать их количество.

            2. Затранскрибировать слово.

            3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

            4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

         После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

         Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.     В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.     Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.     Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.     Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.     Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

         Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

 

Виктор Владимирович Виноградов

Эрудированный, осведомлённый

Исследовал, создавал, редактировал

Знаток и любитель русской словесности

Учёный

        

 

        В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

В процессе применения данных технологий:

происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя!

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      2014 г.

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz