Воскресенье, 28.04.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

«В мире слов».

Занимательные задачи по русскому языку.

Вступительное слово учителя.

Что же такое слово и для чего оно нужно человеку? В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это кошка, куст, снег. Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира.

Есть два типа слов. Первые называют мир, они - этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова-организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.

Сегодня путём решения занимательных задач мы посмотрим, что такое слово и как оно работает.

1. Послушайте стихотворение И.Токмаковой и скажите, является ли сочетание букв ПЛИМ словом
Ложка - это ложка,                   Шапка - это шапка,                   Вот прыгает и скачет

Ложкой суп едят.                      Оделся и пошёл.                     Плим, плим, плим!

Кошка - это кошка,                  А я придумал слово,               И ничего не значит

У кошки семь котят.                 Смешное слово - плим,          Плим, плим, плим!

Тряпка - это тряпка,                 Я повторяю снова:

Тряпкой вытру стол.                 Плим, плим, плим!

(Слово ПЛИМ лишь набор звуков: у слова должно быть лексическое значение, оно должно относиться к какой-либо части речи и подчиняться законам русской грамматики)

2. Какие языковые средства использованы в пословицах?

Старый друг лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья.

(Антонимы)

3. Сколько слов можно прочесть, читая слова по часовой стрелке и против? (око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село, оселок)

КОЛЕСО

4. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?

(Слово СЫРОЙ, помимо значения «влажный, мокрый», имеет ещё значение: «неварёный, нежареный, непечёный»)

5. Угадайте профессию человека, о котором рассказано в стихотворении Б.Попова.

Зачерпну я солнце жёсткой кистью,             Сочными мазками положу,

Киноварь и охру всполошу                            Чтобы клёны золотом червонным

И на глянец шелестящих листьев                   Осыпались под ноги влюблённым,

(художник)

6. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках? Дайте правильные ответы на вопросы.

  1. К какому вороту нельзя пришить пуговицы? (грузоподъёмная машина)
  2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?   (стальное сверло)
  3. Какую строчку не может прочесть ни один учёный?     (шов на ткани)
  4. Всякий ли пар способен подниматься к небу? (поле, оставленное на одно лето незасеенным
  5. Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?
    (дипломатическое обращение одного правительства к другому)

(Вопросы основаны на омонимии)

7. По какому признаку можно объединить слова? Найди в каждой группе слов лишнее.

  1. Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый (обозначают оттенки красного, а коралл может
    быть и розовым, и белым)
  2. Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать (все слова выражают значения - «высказывать жалобы», а
    ХНЫКАТЬ - «издавать ноющие звуки»)

 

 

8.0бъясни разницу в значении слов:

абонент - абонемент           болотный - болотистый

факт - фактор                       эффектный - эффективный

(это паронимы - слова, сходные по строению, но имеющие разный смысл) Абонемент - право пользоваться чем-либо в течении определённого времени, а также документ, удостоверяющий это право. Абонент - лицо, имеющее абонемент. Болотный - относящийся к болоту. Болотистый - обильный болотами, топкий. Факт - действительное событие, явление. Фактор - движущия сила, причина события, явления.

9. Почему маленькая девочка задала матери такой вопрос?

- Мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать?

(это фразеологизм - «подчинять кого-либо своей воле, в том числе и себя)

10. Разгадай шарады:

Из писка птиц мой первый слог возьмите,                     Нота - мой первый слог,

Второй - с бараньей головы.                                           Поставь с ней рядом предлог

Открой печь и там найдёте                                             И, разгадав загадку до конца,

То, что не раз едали вы.    (пирог)                                  Получишь выражение лица,    (мина)

 

На Ч летаю над волною, На Л не дам волкам покою, На М рубашка-безрукавка, На 3 скачу в лесу по травке, На Г меня крепи к детали Из железа или стали.

(чайка, лайка, майка, зайка, гайка)

 

На К в полях меня найдёте,

 На Г романсы запоёте,На В в косички заплетёте.

(колос, голос, волос)

 

С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане

(Сахалин, сахарин)

11 .Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?    (ТВОЁ ИМЯ)

12. В пустые клетки впиши слова, которые обозначают название дерева, танца, рыбы, части патрона.

 

п

а

ЛЬ

м

а

п

о

ЛЬ

к

а

к

и

ЛЬ

к

а

г

и

ЛЬ

3

а

13. В пустые клетки впиши слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы.

А

с

т

Р

А

б

А

р

А

н

т

Р

А

в

А

А

к

У

л

А

 

14.Сколько фразеологизмов в тексте?  13

  • Когда- то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги что ли встал) полез ко мне
    драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не
    будет!                                                                                                             '               —
  • Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Спору нет - горячая голова. Надо бы взять его в руки. И дать ему
    по рукам! Чтобы знал: воли рукам не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет
    распускать руки.                                                      

15. Найди «четвёртое лишнее».

  1. Носок, мозоль, георгин, помидор.     (мозоль ж.р.)
  2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.        (гроздь ж.р.)

3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь,    (вестибюль м.р.)

16. Найди «четвёртое лишнее».

  1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.         (башмаки)
  2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.                   (дверцы)
  3. Дебри, прения, игры? шахматы.                   (игры)

(они употребляются как во множ. числе, так и в ед. числе)

17. Найди «четвёртое лишнее».

  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение
  2. Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
  3. Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz