Меню сайта
Поиск
Календарь
|
«В мире слов».Занимательные задачи по русскому языку. Вступительное слово учителя. Что же такое слово и для чего оно нужно человеку? В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это кошка, куст, снег. Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Есть два типа слов. Первые называют мир, они - этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова-организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь. Сегодня путём решения занимательных задач мы посмотрим, что такое слово и как оно работает. 1. Послушайте стихотворение И.Токмаковой и скажите, является ли сочетание букв ПЛИМ словом Ложкой суп едят. Оделся и пошёл. Плим, плим, плим! Кошка - это кошка, А я придумал слово, И ничего не значит У кошки семь котят. Смешное слово - плим, Плим, плим, плим! Тряпка - это тряпка, Я повторяю снова: Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим! (Слово ПЛИМ лишь набор звуков: у слова должно быть лексическое значение, оно должно относиться к какой-либо части речи и подчиняться законам русской грамматики) 2. Какие языковые средства использованы в пословицах? Старый друг лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья. (Антонимы) 3. Сколько слов можно прочесть, читая слова по часовой стрелке и против? (око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село, оселок) КОЛЕСО 4. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово СЫРОЙ, помимо значения «влажный, мокрый», имеет ещё значение: «неварёный, нежареный, непечёный») 5. Угадайте профессию человека, о котором рассказано в стихотворении Б.Попова. Зачерпну я солнце жёсткой кистью, Сочными мазками положу, Киноварь и охру всполошу Чтобы клёны золотом червонным И на глянец шелестящих листьев Осыпались под ноги влюблённым, (художник) 6. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках? Дайте правильные ответы на вопросы.
(Вопросы основаны на омонимии) 7. По какому признаку можно объединить слова? Найди в каждой группе слов лишнее.
8.0бъясни разницу в значении слов: абонент - абонемент болотный - болотистый факт - фактор эффектный - эффективный (это паронимы - слова, сходные по строению, но имеющие разный смысл) Абонемент - право пользоваться чем-либо в течении определённого времени, а также документ, удостоверяющий это право. Абонент - лицо, имеющее абонемент. Болотный - относящийся к болоту. Болотистый - обильный болотами, топкий. Факт - действительное событие, явление. Фактор - движущия сила, причина события, явления. 9. Почему маленькая девочка задала матери такой вопрос? - Мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать? (это фразеологизм - «подчинять кого-либо своей воле, в том числе и себя) 10. Разгадай шарады: Из писка птиц мой первый слог возьмите, Нота - мой первый слог, Второй - с бараньей головы. Поставь с ней рядом предлог Открой печь и там найдёте И, разгадав загадку до конца, То, что не раз едали вы. (пирог) Получишь выражение лица, (мина)
На К в полях меня найдёте, На Г романсы запоёте,На В в косички заплетёте.
С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане (Сахалин, сахарин) 11 .Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (ТВОЁ ИМЯ) 12. В пустые клетки впиши слова, которые обозначают название дерева, танца, рыбы, части патрона.
13. В пустые клетки впиши слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы.
14.Сколько фразеологизмов в тексте? 13
15. Найди «четвёртое лишнее».
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь, (вестибюль м.р.) 16. Найди «четвёртое лишнее».
(они употребляются как во множ. числе, так и в ед. числе) 17. Найди «четвёртое лишнее».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||