Воскресенье, 28.04.2024, 22:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Беляевой Ольги Валентиновны

Меню сайта
Поиск
Календарь

Литература 6 класс

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 6 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в 6 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, создание условий для формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи изучения литературы:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основании

  • Федерального компонента  государственного  стандарта общего образования;
  • Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2009 год)

Структура документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся на конец 6 класса, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

       Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, преподавание строится по хронологическому принципу, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

       Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умений осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.

      Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Обоснование выбора программы.

  Программа под редакцией В.Я.Коровиной, положенная в основу рабочей программы, имеет свои особенности: осуществляется тесная связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Тем самым она в наибольшей степени соответствует образовательной программе школы, её авторы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие -  читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов следует отвести на каждую тему.

Изменения, внесённые при разработке рабочей программы.

Изменений при разработке рабочей программы не внесено.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В VI  классе выделяется  70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

 Информация о количестве часов.

Рабочая программа для 6  класса рассчитана на 70 учебных часов, в том числе на изучение творчества писателей и теоретических сведений по литературе - 64 часа,  на написание сочинений - 4 часа,  на контроль знаний и умений – 2 часа.

Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: беседа, рассказ учителя, обучение чтению,  различные виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные или письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и др.)

 Технологии обучения.

На уроках литературы используются  элементы различных технологий:

  • - личностно-ориентированной;
  • - технологии  критического мышления;
  • - здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений, навыков,  способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - сравнение и сопоставление;
  • - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
  • - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль;
  • - составление плана;
  • - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям.

 Виды и формы контроля.

Программа предусматривает различные виды (текущий, промежуточный, итоговый) и формы (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная) контроля: рассказ, сообщение,  сочинение, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, проверка техники чтения, тест, кроссворд, викторина,  составление опорных конспектов, кластеров.

 Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который определён в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по литературе для 6 класса. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса содержат следующие компоненты:

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, писать отзывы и сочинения.
  • В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач

Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П.Полухина и др., под ред. В.Я.Коровиной .- М.: Просвещение, 2012, рекомендованный Министерством образования и науки  к использованию в ОУ на 2012-2013 год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
(70 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Русский фольклор (2 часа)

Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Календарно-обрядовые песни.

Знать: жанры фольклора, жанровые признаки пословицы и поговорки.

Уметь: определять жанры фольклора, выразительно читать, составлять кластеры.

 

Древнерусская литература (3 часа)

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагмент: «Сказание о белгородском киселе»)

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности жанра летописи, историю создания «Повести  временных лет».

Уметь: пересказывать подробно текст, составлять план.

Проверка техники чтения (1 час)

литература XIX века (37 часов)

       

      И.И.Дмитриев (1 час).

           Басня «Муха».

          Жанр басни, история его развития. Мораль басен и способы ее выражения

И.А. Крылов (2 часа)

Слово о писателе.

Басни: «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик».

        Аллегория как основа  художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

А.С. Пушкин (13 часов)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. Двусложные размеры стиха.

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского.  Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

М.Ю. Лермонтов (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Листок», «Три пальмы», «Утёс».

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы

Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Трёхсложные размеры стиха.

Н.В. Гоголь (2 часа)

Слово о писателе.

Повесть "Ночь перед Рождеством".

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

И.С.Тургенев (2 часа)

 Слово о поэте. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы  мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Ф.И. Тютчев (2 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Листья», «Неохотно и несмело».

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Передача сложных, переходных  состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

А.А. Фет (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Н.А. Некрасов (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «Железная дорога».

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Н.С. Лесков (5 часов)

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

Р.р. Сочинение по рассказу Н.С.Лескова «Левша»

А.П.Чехов (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий»

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях Русских поэтов 19 века (2 часа)

Знать: биографические сведения писателей 19 века, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь: выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев.

литература ХХ века (18 часов)

А.П. Платонов (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ "Неизвестный цветок».

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Своеобразие стилистики платоновской

 прозы.

А.С. Грин (2 час)

Слово о писателе.

Повесть "Алые паруса".

        Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная   

        чистота ее главных героев.

М.М. Пришвин (4 часов)

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца».

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Р.р. Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Произведения о Великой Отечественной войне (1 час)

Стихотворения Симонова,самойлова, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине.

В.П.Астафьев (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.

В. Г. Распутин (4 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

Р.р. Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Н.М.Рубцов (1час)

Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Ф.А.Искандер (1 час)

 «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (2 часа).

Традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века. Воздействие природы на человека.

Проверка техники чтения (1 час)

Знать: биографические сведения писателей 20 века, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь: выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев.

 

Зарубежная литература.

(6 часов)

Мифы Древней Греции (2 часа)

Отличие мифа от сказки.

Гомер (2 часа)

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа»

“Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

«Илиада». Изображение героев и героические подвиги.

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер  (1 час)

Слово о поэте.

Баллада «Перчатка»

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П. Мериме (1 час)

Новелла «Маттео Фальконе»

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

Обобщение и повторение изученного (1 час)

Знать: биографические сведения зарубежных писателей, содержание изучаемых произведений, изучаемые литературоведческие понятия.

Уметь: выразительно читать, пересказывать подробно или  сжато, составлять план произведения или отдельных глав, давать характеристику поступкам героев.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Учебно-тематический план.

 

Тема

Общее кол-во

 часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на р.р. и контроль

Литература как искусство слова  (1 час)

Сочинение (домашнее)

Русский фольклор (2 часа)

Древнерусская литература (3 часа)

Проверка техники чтения

Литература 19 века (37 ч)

И.И.Дмитриев

И.А. Крылов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С.Тургенев

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Н.А. Некрасов

Н.С. Лесков

А.П.Чехов

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Литература 20 века (19 ч.)

А.П. Платонов

А.С. Грин

М.М. Пришвин

Произведения о Великой Отечественной войне

В.П.Астафьев

В. Г. Распутин

Н.М.Рубцов

Ф.А.Искандер           

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

Проверка техники чтения.

Зарубежная литература.(6 часов)

Мифы Древней Греции

Гомер «Иллиада»

Гомер Одисея»

Ф. Шиллер 

П. Мериме

Обобщение и повторение изученного

1

-

2

3

1

 

1

2

13

3

2

2

2

1

3

5

1

2

 

1

2

4

1

2

4

1

1

2

1

 

2

1

1

1

1

1

 

1

-

2

3

-

 

1

2

12

3

2

2

2

1

3

4

1

2

 

1

2

3

1

2

3

1

1

2

-

 

2

1

1

1

1

1

 

-

домашнее

-

-

1

 

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

 

-

-

1

-

-

1

-

-

-

1

 

-

-

-

-

-

-

Всего

70

64

6

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА НА КОНЕЦ ГОДА.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев,
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • писать сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

                     Литература для учителя.

 

1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.- сост. В.П.Полухина и др., под ред. В.Я.Коровиной .- М.: Просвещение, 2011.

2. Полухина В.П. и др.  Литература: 6 кл..: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2008

3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008

4. Егорова Н.В. Литература 6 класс:  поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2003

5. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – М.:  Дрофа, 2000

 

                  Литература для обучающихся.

 

1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П.Полухина и др., под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2011.

2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2011

3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение,      2011

 

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz